Возвращение маэстро: Курентзис открыл новый музыкальный сезон в Петербурге
Эффектный маэстро — он не просто в очередной раз встаёт за пульт. Это — начало нового этапа. В начале своего выступления накануне Теодор Курентзис поприветствовал зал, в котором его очень ждали. Он вернулся в город, по которому скучал.
— Петербург — первый город России, в котором я обитал. Первый город, который дал мне понять, что такое Россия, дал образование и дал такой опыт.
На репетиции в капелле он предупредил, что зал будет полон… Как будто у него бывает по-другому. Теодор Курентзис готовится рассказать историю о том, «как поступают все женщины». Так переводят называние оперы Моцарта — Сosi fan tutte.
Для Курентзиса она словно талисман. Именно этим произведением он начинал важнейшие этапы своей карьеры. А диск с записью Моцарта принес дирижёру мировую славу. Моцартом он начинает и свою петербургскую эпоху. А заодно открывает новый музыкальный сезон в городе на Неве.
Сопрано Анна Касьян исполнила партию Деспины на записи, которая полюбилась меломанам по всему миру. И вот она снова в образе служанки-интриганки.
— Только с ним и пою Деспину. Молодой дирижёр, полный сил, он имеет свою трактовку и взгляд, — говорит Касьян.
Маэстро, о котором все говорят. При Курентзисе ходить на классику стало модным.
Ритм и энергетика, которые тут же заметили в зале, — не просто метафизическое ощущение. Ансамбль Курентзиса играет именно в том стремительном темпе, который задумывал Моцарт. Разогнав оркестр, дирижёр и сам готов пустится в пляс.
В мир Моцарта погружают инструменты эпохи Моцарта. Оркестр долго подступался к тому, чтобы переключиться на звучание XVIII века. И вот на сцене появился дедушка пианино — хаммерклавир. А скрипачи играют на жилах — в буквальном смысле, как пояснил помощник концертмейстера Владислав Песин.
— Видите жильные струны? Музыка звучит иначе. Резонанс другой — скажем, ля — 440 Герц.
И самый громкий инструмент тоже изготовлен по старинной технологии.
— Чувствуете? Это словно биение сердца. Литавры задают ритм и издают оригинальный звук классической эры, — отзывается о нём музыкант Димитрис Дезиллас.
Четырёхчасовая опера для музыкантов, казалось бы, серьёзное испытание, — а они ещё и стоя играют. К тому же, многие сейчас в стадии переезда — обживаются на новом месте, в статусе независимого коллектива.
— Сам я с красивого острова Корфу. Но музыка универсальна, и мы обязаны быть универсальными. Петербург красивейшее место на земле. С глубокой культурой, которая ощущается повсюду. Так что я очень рад, что мы переезжаем сюда, — говорит Димитрис Дезиллас
Репетиционной площадкой для коллектива стал петербургский Дом Радио. Здесь развернётся несценическая жизнь оркестра. У Теодора Курентзиса к этому месту особое отношение — и большие планы.
— Там должны быть образовательные проекты, культурный кластер, база оркестра. Выставки, блокадный музей. Чтобы люди могли видеть что-то новое.
Билеты на Курентзиса раскупили так стремительно, будто боялись — опять он с гастролями. В Петербурге в прежние времена он выступал всего раз в год. Теперь концертный график станет куда насыщеннее. И хоть развязка поучительного оперного сюжета случилась уже ближе к полуночи, Курентзису и его оркестру ещё долго рукоплещут стоя. А по-другому на их концертах и не бывает.
Напомним, ранее 78.ru писал, что Дом Радио готовят к встрече с Теодором Курентзисом.