Дом Радио готовят к встрече с Теодором Курентзисом
Руки-крылья — греческий дирижёр словно пытается обнять весь свой оркестр. Редкий случай — когда Курентиза можно застать в филармонии Петербурга, хотя город на Неве для молодого афинянина был вторым домом. Здесь он учился в консерватории у педагога Ильи Мусина, который воспитал великих Гергиева и Темирканова.
— Я знаю, как Илья Александрович относился к своему ученику. Это его последний звёздный ученик. Он считал его одним из самых одарённых за всю историю своего преподавания, — рассказал заслуженный артист России Алексей Гориболь.
Когда к его экспериментам в столицах только присматривались, в Сибири таланты греческого музыканта оценили сполна. И вот местная публика уже разучивает тяжёлое имя. Поначалу, правда, главного дирижёра новосибирской оперы называли Фёдором Иванычем, а местные музыканты привыкали к непривычному стилю руководства. В Новосибирск подтянулись и приглашенные заграничные звёзды, потом переориентировались на Пермь, где Курентзиса назначили художественным руководителем местного театра. А вот в столицах уже ставший легендарным дирижёр так и оставался заезжим гастролёром.
— Такая яркая творческая личность как Курентзис — он меняет всё вокруг себя. На карте России и мира культуры Пермский край занял важное место, — констатирует министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский.
Поклонникам приходилось через полстраны летать на Курентзиса. А теперь не придётся: Теодор возвращается в Петербург на радость музыкальным гурманам.
— Пермь была культурной столицей России в каком-то смысле — благодаря одному единственному человеку. То, что здесь будет этот оркестр, этот хор и этот дирижёр, это делает честь нашему городу, — говорит заслуженный деятель искусств Леонид Десятников.
В Петербурге у Теодора Курентзиса и его оркестра будет своя репетиционная база с самой большой студией звукозаписи в городе. В эти залы он заходит с особым трепетом, поскольку здесь совершала чудеса Ольга Берггольц, ленинградская поэтесса и диктор блокадного радио. Её портреты здесь повсюду, и под взором легендарной предшественницы в эфир спешат и нынешние работники петербургского радио.
— Не можешь расслабиться, когда знаешь, что в этом доме Берггольц делала свои передачи, — признаётся Курентзис.
В то же время директор Дома Радио Юрий Радкевич считает, что происходящее — хороший знак.
— И Мравинский, и Элиасберг, и Владимирцов, — много знаменитых дирижёров в этом доме жили, творили. И если придёт ещё один — это только на благо, — говорит Радкевич.
Студии Дома радио — словно роскошные залы, но вся эта красота не для услады глаз. На самом деле ковры нужны, чтобы артисты могли бесшумно перемещаться. Лепнина и колонны работают как резонаторы. Совершенную акустику Дома Радио очень ценят профессиональные музыканты.
Здесь историей дышит каждая студия, каждый кабинет. Даже в центральной аппаратной, когда монтировали современную аппаратуру, так и не решились выбросить устаревшую технику. А в фондах — бесконечные стеллажи пластинок и пленок, которые до сих пор звучат в эфире.
— Собраны записи уникальных исполнителей — литература, драматургия. Это золотой фонд. Оно сохраняется, оцифровывается, бережётся, — уверяет Радкевич.
Курентзису и его оркестру в Доме Радио отвели самую большую студию — номер один. До новоселья осталось совсем немного, а пока здесь звучит музыка строительных инструментов. Опробовать акустику первой студии дирижёр сможет уже на днях, и в сентябре Теодор Курентзис даст свой первый концерт в качестве петербургского музыканта.