Протестуете там, где нужно радоваться: петербуржцы о якобы захваченном Доме Радио
После ряда сообщений в СМИ, основанных на недостатке информации по поводу Дома Радио, петербуржцы встревожились: целая эпоха может исчезнуть! Только вот здание на углу Малой Садовой и Итальянской улиц, построенное в 1912—1914 годах, где в годы Первой мировой войны находился японский лазарет Красного Креста, затем — непродолжительное время — православная церковь святого Николая Чудотворца, и к 1933 году обретшее своё предназначение в виде постоянной обители Ленинградского радио, ныне находится в состоянии, явно требующем ремонта. Но не все горожане постоянно интересовались делами памятника архитектуры.
Вначале детский омбудсмен Светлана Агапитова написала в Facebook, что здание решили приспособить под видовой ресторан и отель, и сейчас оттуда уже «выселили» детский хор, Губернаторский оркестр и театр Марины Ланды, а вскоре из него вывезут музей блокадного радио и уникальные архивы. Тут же нашёлся и «защитник», распространивший идею Агапитовой среди масс, — депутат ЗакСа Борис Вишневский, который пообещал повлиять на данное решение.
В то же время в пресс-службе Пятого канала, который владеет помещением уже более двух десятков лет, пояснили, что в данный момент там ведётся ремонт — под наблюдением КГИОП, а все архивы находятся в целости и сохранности. Также попыталась успокоить общественность и российский киновед и режиссёр Любовь Аркус, которая снимала в здании фильм о блокаде.
Аркус отметила, что музея блокадного радио там давно нет, как и блокадного радиоархива — он был уничтожен в 1946 году в рамках «Ленинградского дела».
— Разгром Музея блокады, расстрельный приговор его основателю Льву Ракову, приезд Маленкова и его речь: «Миф о блокаде нужен не нам, а нашим врагам». Осталось примерно 15%, — написала Любовь Аркус.
Также она добавила, что все ценные записи хранятся в здании Пятого канала на Чапыгина.
— Всё это есть в моем фильме, работу над которым я никак не завершу. И Дом радио есть в моем материале — больше всего эти пустые запущенные пространства похожи на натуру в фильме «Сталкер», — сокрушается деятель кино.
Она добавила, что единственная ценность в помещении сегодня — это студия для записи музыки.
— И теперь, наконец, вопрос к моим оппозиционно настроенным друзьям. Чем же, о Боги, вас не устраивает решение поселить в это здание выдающегося дирижёра и его оркестр? Разве это не лучшее решение изо всех возможных? Почему вы протестуете даже там, где нужно радоваться абсолютно удивительному (в контексте прочих решений) исходу событий? — вопрошает Аркус.
Комментаторы отметили, что неверно истолкованная информация, судя по всему, исходила от тех людей, кто плохо знает историю Ленинграда. В частности, с позицией петербурженки согласен писатель Лев Лурье.
— Абсолютно согласен, Спасибо, Люба, — написал историк и краевед.
Также солидарна с Аркус журналистка Алёна Долецкая — она поблагодарила киноведа за разъяснение ситуации.
— Спасибо, Люба, — написала Долецкая.
Помимо прочих, десятки горожан высказались на странице активистки, отмечая её правоту в вопросе судьбы Дома Радио.
— Вариант с оркестром и знаменитым дирижёром прекрасный. В этом Доме всегда звучала музыка. Но надо мемориальные пространства привести в надлежащий вид. Подвальная студия сохранена, пусть в виде пространства. И это немало. Легендарная крыша. Музей надо привести в порядок, — пишет Наталия Соколовская.
— Не знаете вы Курентзиса, он первый не даст забыть блокаду. В живой музыке больше радости для горожан, чем в пустых погибающих без ремонта и денег помещениях, куда прощаться ходят, — высказалась Ирина Чуди.
— Целиком поддерживаю. Дом радио пустует неживой. Городу нужны яркие центры классической музыки, — отмечает Евгений Колчин.
Напомним, ранее в пресс-службе Пятого канала пояснили, что студии Радио «Петербург», плёночный и нотный архивы, всё связанное с Ольгой Берггольц и Блокадным Радио остаётся на своих местах, а условия хранения артефактов существенно улучшаются.