Не вписались в регламент. Зачем петербуржцев хотят избавить от хаоса вывесок?
В Петербурге на финальную стадию выходит кампания по корректировкам в постановление городского правительства от 31 января 2017 года № 40. Этот комплексный документ устанавливает требования к внешнему виду и правилам размещения элементов благоустройств в Северной столице. Есть в постановлении и раздел, посвящённый рекламным вывескам. Из-за поправок в него в городе в последние месяцы разгорелось немало скандалов между чиновниками и бизнес-сообществом. В комитете по архитектуре и градостроительству (КГА) Смольного считают, что избавление от гигантских вывесок, особенно в центре, направлено на создание комфортной городской среды для петербуржцев. Предприниматели предупреждают: если документ будет принят в таком виде, как есть, это обернётся для них потерями прибыли, а значит, доходов городской казны, и в перспективе приведёт к коррупционным схемам.
По медицинским соображениям
Как пояснил 78.ru председатель КГА Владимир Григорьев, постановление было утверждено в 2017 году, в том числе, для того, чтобы исключить засилье рекламы на улицах города, её гипертрофированные размеры, избавиться от гигантских вывесок на домах-памятниках в центре, закрывающих их фасады, а также защитить жителей спальных районов от уродливых конструкций.
В изначальном варианте документа два с половиной года назад бизнесу предложили более жёсткие условия существования, чем в подготовленных в ноябре прошлого года и постоянно корректируемых поправках. Так, для исторической части города, для Невского проспекта, в 2017 году действовало разрешение на размещение конструкций высотой до 65 сантиметров. Теперь она «подросла» до 85 сантиметров.
— Это больше, чем разрешено по правилам в Москве, на опыт которой нам рекомендуют ориентироваться при регулировании рынка рекламы, — пояснил Владимир Григорьев, добавив, что для центра, естественно, предусмотрены более строгие ограничения, чем для периферии, где допускается максимальный размер 1,65 метра.
Как признался чиновник, речь идёт, скорее не о «послаблениях бизнесу», а о компромиссе, который бы помог отыскать конструктивные условия для работы бизнеса и жизни горожан.
— Однако, к сожалению, эти две задачи в понимании некоторых представителей бизнес-сообщества, видимо, серьёзно различаются, — уклончиво сообщил Владимир Григорьев, не назвав конкретных компаний.
Глава КГА добавил также, что специалисты ведомства провели исследование, подтверждённое медицинскими данными: большинство россиян способны чётко и ясно прочитать текст высотой 60 см на расстоянии 400 метров. И эти же исследования показали, что гигантские буквы и светодиодные подсветки на них вызывают отторжение даже у жителей спальных районов.
Ещё одна новелла поправок — это возможность согласовать в КГА нестандартные вывески по индивидуальным проектам.
— Мы уверены, что разработав типовой внешний вид для рекламных конструкций, облегчили работу для представителей бизнеса и рекламодателей. А предусмотрев возможность согласовывать нестандартные варианты, учли и интересы тех, кому требуется что-то особенное, — пояснил он.
Что общепиту хорошо…
В настоящее время поправки в постановление уже получили официальное положительное заключение комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Смольного. Примечательно, что в сообщении об этом на сайте КГА имеется ряд любопытных ремарок.
— По наиболее спорному и обсуждаемому предложению ртейла о возможности увеличения размера вывесок на фасадах до соотношения 1:6 (например, допущении об установке вывески величиной в один этаж на шестиэтажном здании) или даже до шести метров на здании высотой в 15 метров — комитет по градостроительству и архитектуре категорически выступает против. Поскольку такие объекты, безусловно, повлияют на архитектурный облик города и исказят его восприятие, — говорится в сообщении.
Как заверяют чиновники, такую позицию КГА поддерживают малый бизнес и представители отрасли быстрого питания. Они считают, что представленный проект изменений снимает порядка 90% проблем действующей версии правил, и отвергать его из-за размера вывесок нецелесообразно.
«Тем более аргумент о негативном влиянии уменьшения размера вывески на объём выручки предприятия спорен, и опыт, например, отдельной сети ресторанов фастфуда свидетельствует, что такой зависимости нет», — уверены в КГА.
С такой точкой зрения согласен руководитель подразделение юридических согласований и взаимодействия с госорганами «АмРест» (сети быстрого питания) Илья Тарасов. По его словам, если определённый размер вывесок будет установлен для всех сразу, то никакой конкуренции не возникнет.
— Всем очевидно, что допустимые на окраинах 1,65 метра — это уже гигантские вывески. Ещё хуже обстоит ситуация, когда они располагаются не на отдельных зданиях, а на домах, где люди из-за этого не могут нормально спать. В центре также все понятно. Люди уже замучены «визуальным шумом» и дисгармонией от объявлений. С другой стороны, индивидуальные проекты можно согласовать. Так что интересы всех соблюдены, — уверен он.
Отложенный эффект
Рестораторы и крупные ретейлеры считают, что в перспективе могут лишиться прибыли, которая потом не поступит в городскую казну.
Как отмечает Сергей Зубков (Брассерия Palm на Большой Конюшенной), создавая собственный бренд, предприниматели вкладывали деньги, в том числе в узнаваемость заведения. Унификация может поставить на этом крест. При этом зачастую в том же центре вывески могут расположить слишком высоко над землёй. Их потенциальные клиенты читать не будут, а в итоге не зайдут в заведение вообще, опасаясь высоких цен, если конструкция не будет привлекать внимание хоть чем-то особенным.
Сергей Зубков добавил, что у заведения пока проблем с вывесками не возникло, они согласованы до 2020 года, но что будет потом — никто не знает. Так, накануне чемпионата мира по футболу 2018 года рекламные конструкции демонтировали почти у каждого второго соседа.
Совладелец торговой сети «Максидом» Мария Евневич рассказала, что у DIY- ретейлера также пока не истёк срок действия разрешений, поэтому ничего не демонтируется. Но если постановление № 40 не будет исправлено, то придётся этим заняться через некоторое время. При этом замена вывесок на одном гипермаркете обходится в сумму в 2 млн рублей. На многофункциональном торговом центре ещё в разы больше.
— Согласовать новые вывески сейчас практически невозможно, так как постановление номер № 40 всё время редактируется. Бизнес настаивает на дифференцированном подходе к вывескам и прозрачной процедуре согласования, но в КГА нас не слышат. В ведомстве не видят разницы между бутиком на Невском и гипермаркетом в Весёлом посёлке и желают видеть везде одинаковые вывески по 60-80 см. В центре города это оправдано. А на отдельно стоящих, например, четырёхэтажных торговых центрах площадью в несколько десятков или сотни тысяч метров такую вывеску придётся разглядывать в бинокль. От этого пострадают магазины и рестораны, находящиеся в ТЦ — потеряют покупателей, выручку. В бюджет пойдёт меньше налогов, будут сокращаться рабочие места. Пока в КГА не поймут, что на больших торговых объектах на окраине города вывеска не просто может, а обязана быть до 3-4 метров, и бизнес и город будут нести убытки, — констатировала Мария Евневич.
Своё заключение на поправки в постановление ещё предстоит вынести комитету по печати и взаимодействию со СМИ. После чего документ вынесут на рассмотрение городского правительства. В настоящее время, как пояснили в КГА, новые поправки больше не готовятся. С бизнесом чиновники ведут «разъяснительную работу по уже имеющимся изменениям».
Планируется, что документ утвердят уже осенью этого года. Корректировки вступят в силу с момента их подписания градоначальником Северной столицы.