Каршеринг не для всех: кому власти хотят запретить пользоваться арендой авто

3 июл, 14:07
Дарья Лымарева
В ГИБДД предложили создать единую базу нарушителей, которых не пустят за руль прокатной машины.
Фото: pexels.com

Каршеринг, который ещё несколько лет назад казался очередной диковинкой, пришедшей к нам из Европы, сегодня стал для многих обыденностью. Доехать до работы и не знать проблемы с парковкой, забыть о тратах на страховки и техобслуживание, добраться туда, куда не ходит общественный транспорт дешевле чем на такси, а после выпить, не беспокоясь о брошенном в другом районе авто. Плюсы каршеринга можно перечислять долго. Однако при таком количестве достоинств у него нашлось немало противников.

Сейчас всё работает просто: устанавливаешь приложение, онлайн заключаешь договор с компанией — надо только отправить фото паспорта и прав и дождаться одобрения, привязываешь банковскую карту и вперёд за руль. На карте можно увидеть ближайший автомобиль, выбрать его и доехать, куда нужно. При этом поездка выходит дешевле чем на такси: от 5 до 12 рублей за минуту.

Однако эта система вызвала много недовольства. Среди основных проблем поминутной аренды авто называют: неопытность водителей, из-за которых растёт число ДТП, кражи и передачи аккаунтов, мошенничество с повреждениями машин. Зимой в Госдуму внесли предложение идентифицировать всех пользователей через «Госуслуги» и ввести ряд изменений в Гражданский кодекс, Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях, юридически обозначив понятие каршеринга. Недавно за ужесточение высказались и в ГИБДД. Там предложили создать единую базу злостных нарушителей ПДД и лишить их права пользоваться поминутной арендой авто. Такая инициатива вызвала неоднозначную реакцию. Что плохого в каршеринге и как с этим бороться, разбирался 78.ru.

Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky

Каршеринг пьянице не друг

В предложении ГИБДД уже нашли ущемление прав автомобилистов. Дело в том, что за свои грехи на дороге водитель отвечает согласно Кодексу об административных правонарушениях. Нарушил — выплатил штраф или отбыл другое наказание, и инцидент считается исчерпанным. Заставлять человека повторно искупать вину за прошлые ошибки автомобилисты считают несправедливым и юридически неправильным.

— Я мог нарушить пять лет назад несколько раз что-то, а теперь мне что, не дадут сесть за руль? Это неправильно. Да, у каршеринга есть свои минусы, но создание базы нарушителей их не решит. Я поддерживаю инициативу регистрации через «Госуслуги», кроме того, нужно решать вопрос с кражей аккаунтов и количеством несознательной молодёжи за рулём. Например, законодательно запретить пользоваться каршерингом тем, кто моложе 21 года. Конечно, есть случаи, когда один человек в 18 лет сознательнее того, которому 30. Но это редкость. А вот среди нарушений, после которых нельзя разрешать человеку арендовать машину, я вижу только одно. Если водитель хоть раз попался пьяным за рулём — тогда никакого каршеринга и в целом ужесточать наказание за пьянку надо, — считает председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Он также подчеркнул, что из-за каршеринговых автомобилей происходит много ДТП. Был уже ряд резонансных случаев и даже аварии с летальным исходом. При этом проблему нужно решать комплексно, не запрещая кому-то пользоваться автомобилем за прошлые проступки, а ужесточая контроль и повышая ответственность водителей, чтобы снизить количество нарушений среди тех, кто уже сел за руль. Например, блокировать на время в том случае, если ПДД были проигнорированы в момент управления арендованной машиной.

Каршеринг мистифицируют

Несмотря на то, что тема роста ДТП с каршеринговыми автомобилями муссируется почти ежедневно, находятся и те, кто считает, что это мистификация. Часть автоэкспертов связывает мнение о большом количестве аварий с участием арендованных авто с тем, что они сейчас на слуху и просто привлекают больше внимания. А что касается инициативы ГИБДД, то там обращают вниманием не на те проблемы.

— Начнём с того, что непонятно, кого в данным случае называют злостным правонарушителем, такое понятие не закреплено юридически. И на каком основании ГИБДД будут диктовать коммерческим организациям кому им предоставлять услугу, а кому нет — мне тоже непонятно. На мой взгляд, острее стоит вопрос с заключением договоров и кражей аккаунтов. Нужно изменить этот момент, добавив посещение водителем офиса. Чтобы он приехал туда, заполнил на месте все документы и получил карточку-идентификатор. А каршеринговые автомобили оснастить устройствами по типу валидаторов. Тогда не встанет вопрос о передаче машины или краже аккаунта. При этом установить наказание обоим: и тому, кто передал управление, и тому, кто сел за руль без аккаунта, — считает автоэксперт Дмитрий Попов.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Он также назвал проблемой каршеринга неопытность водителей. Для тех, кто за рулём недавно, скакать из одной машины в другую может быть сложно из-за смены эргономики автомобиля, но для матёрого автомобилиста это не составит труда. Правда, есть здесь и другая загвоздка. Водительский стаж считается с момента получения удостоверения. При этом совершенно не обязательно, что 25-летний человек, сдавший на права едва исполнилось 18, все эти годы водил машину. Возможно, за рулём он был последний раз на экзамене в ГИБДД. Но проверить это сейчас невозможно, как и внедрить систему экзаменовки в каршеринговые компании.

— Это обречено на провал. Тут хотя бы прийти к тому, чтобы человек лично посещал офис и получал специальную карту. А устраивать экзамен — это не в компетенции каршеринговых компаний, да и потребует очень много времени при оформлении, — подчеркнул Попов.

«Как жулики в казино»

Несмотря на то, что у инициативы ГИБДД появились откровенные противники, нашлись и те, кто полицию поддержал. Это автостраховщики. Компании, которые заключили с фирмами по аренде машин договоры по обычным тарифам, уже хватаются за голову и готовы на всё, чтобы ситуация поменялась. По словам страховщиков, знающих ситуацию изнутри, обстановка на дороге с приходом каршеринга очень изменилась, причём не в лучшую сторону.

— Во-первых, так как все каршеринговые авто застрахованы по КАСКО, увеличилось количество подставных договорных ДТП. Да и реальных стало больше. Лично для меня увидеть на дороге такую машину ещё страшнее, чем со значком «У». Часто за рулём арендованного авто студенты, молодёжь, которая хочет отрыва. Каршеринг — это коммерческая структура. Как казино может без объяснения причин отказать в посещении жуликам, так и они могут отказать неадекватным водителям. И идея создать такую базу — очень светлая, — считает председатель Комитета автострахования Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Александр Баклушин.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Он отметил, что проблема приобрела уже внушительные масштабы. Если раньше речь шла о единичных случаях, то сейчас большая часть водителей, пользующихся услугой машин с поминутной арендой, вызывает сомнения. Баклушин сравнил их с дебоширами в самолёте. Пока это один человек на 20 рейсов кричит, пьёт и матерится, меры принимаются точечно. Когда такие люди занимают 10% каждого борта — пора вносить их в базу и не пускать в самолёт.

Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».

Другое по теме