В Ленобласти открыли закладной камень кораблю «Пурга», который пролежал под водой 76 лет
В музее «Дорога жизни» в субботу, ровно в тот час, когда 78 лет назад началась Великая Отечественная война, открыли закладной камень, который будет первым шагом к возведению памятника кораблю «Пурга» и всем кораблям Ладожской флотилии.
Верный сторож
«Пурга» пошла ко дну в сентябре 1942 года, когда прямое попадание бомбы с немецкого «Юнкерса» не оставило судну шанса ещё немного постеречь покой советских людей. Он прослужил стране меньше десяти лет: его заложили в июне 1934 года в Ленинграде, спустили на воду в ноябре 1935-го, в строй он вступил 4 сентября 1936-го, после чего вошёл в состав Морских сил Балтийского моря.
«Пурга» участвовала в создании Восточно-Гогландской минной позиции 4 июля 1941 года. 20 июля 1941 года судно перешло на Онежское озеро, его команда участвовала в высадке десанта севернее Видлицы, а затем его оставили в составе Ладожской флотилии.
По словам заведующего филиалом военно-морского музея Виктора Березняцкого, «Пурга» доставляла не только грузы, но и боеприпасы. На ней же эвакуировали население.
Первые обломки судна с одиннадцатиметровой глубины после долгих лет поисков подняли в 2012 году. И наконец, в прошлом году водолазы довели начатое до конца, подняв со дна Ладожского озера то, что от него осталось — нос да якорь. Хотя в морской среде верят, что, раз нос жив, то и корабль не умер.
Эскиз создала сама история
Как утверждает вице-управляющий аварийно-спасательного национального агентства Санкт-Петербурга Игорь Матюк, поисковики, в принципе, всего примерно знали место, где искать «Пургу». Но осложняло поиски то, что дно было сильно захламлено.
И пусть сейчас вода почти всё разъела, и стальные элементы в буквальном смысле стали кружевами, носовую часть и уцелевшие элементы скоро отреставрируют, и останется лишь найти камень, на котором они будут стоять.
Михаил Балабан
Есть в этой истории и ещё одно важное действующее лицо. Для Сергея Балабана закладной камень — не просто дань памяти погибшим морякам, а повод для личной гордости. Дело в том, что на этом корабле служил и едва не погиб его отец Михаил Балабан.
В пяти километрах от берега в районе Осиновецкого маяка в тот самый день, когда легенда пошла на дно, 1 сентября 1942 года, корабль перевернулся и унёс с собой 11 моряков. Ещё 28 человек, в том числе командир судна Михаил Балабан, были ранены. Его, раненого, на руках вынесли моряки, после чего он попал в госпиталь. Вылечившись, Балабан вернулся на Ладожскую военную флотилию, откуда его перевели в воинскую часть Кронштадта.
Он прошёл всю войну, а в 1949-м в Великом Новгороде организовал детское морское движение. И те, кто его помнили, решили увековечить его память именно в этом городе: так в клубе юных моряков появился переданный из Кронштадта корабль, который дети решили назвать Михаил Балабан.