При СССР так не строили: из-за ошибки Росреестра в Петербурге могут снести ценное здание

Градозащитники пытаются отстоять памятник архитектуры — дом № 12 по улице Красного Курсанта. Согласно документам КГИОП, его построили в 1938 году, что подтверждено данными Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Если всё так и есть, то вероятную «сталинку» снесут, а на её месте выстроят новый восьмиэтажный дом.
— Внешне он выглядит как дом дореволюционной постройки. Но, по данным Росреестра, это дом 1938 года, то есть «сталинка», — а «сталинки» не охраняются. А значит, снос будет законным, — отметил градозащитник Дмитрий Литвинов.
Но градозащитники намерены отменить это решение: по их данным, дом значительно старше указанного срока, и сведения из Единой геоинформационной системы «Развитие территории и недвижимости Санкт-Петербурга» подтверждают их слова: там говорится, что дом построили в 1917-м.
Специалисты также обратили внимание на то, из чего построен дом. В частности, это пудовский камень — материал, который добывали в посёлке Пудость современной Ленобласти. Из него построены фундаменты почти всех достопримечательностей Петербурга. Также его можно увидеть и в фундаменте Казанского собора, и в доходных домах 19 века.
В пользу защитников говорит и то, что на лестничных площадках пол толще, чем должен быть в построенных при Сталине домах. А деревянные доски в перекрытиях — яркое свидетельство «дореволюционности» постройки.
— По дырке в потолке понятно, что потолок основан на деревянных балках, так строили до 1917 года, — говорит краевед Дмитрий Витушкин.
Он же отмечает, что в советские годы «так не строили», брали более простые материалы, в том числе бетон. Есть подозрения, что здание ещё старше, чем думают активисты.
Казалось бы, этих аргументов должно хватить для доказательства исторической ценности здания, да и в Петербурге уже бывали случаи, когда решения КГИОП признавались ошибочными. Но каждый раз защищать дома приходится через суд, как это было, к примеру, с особняком Назимова на улице Ропшинской, дом № 1: здание «омолодили», застройщик получил разрешение на ликвидацию, но Куйбышевский районный суд снос успел остановить. Аналогичная угроза нависла когда-то и над домом № 31 на проспекте Бакунина, где вместо старинного двухэтажного дома хотели возвести элитное жильё. Тогда инвестор даже раздобыл документ, подтверждающий, что здание построили в 1949 году. Однако технико-экономический паспорт показал, что дом старше на 90 лет.
В 2017 году КГИОП объявил, что все изменения даты постройки вековых зданий на более поздние должны быть согласованы, но при этом продолжает доверять документам из Росреестра. Факты же показывают, что ошибаться в пользу застройщиков в Федеральной службе не перестают.