Почему рынки перестали пользоваться популярностью у петербуржцев
За последние пять лет (с 2013 по 2018 год) сетевые ритейлеры сумели сконцентрировать 56,9% объёма продаж продуктов и товаров в Петербурге. В Ленинградской области этот показатель составляет 51,2%, а в Москве — всего лишь 32,6%. Об этом рассказал на заседании комиссии по промышленности, экономике и собственности городского парламента и.о. первого заместителя председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Герман Шустиков.
Чиновник пояснил, что в планах Минпромторга РФ этот показатель довести до 85%, как примерно в европейских странах. Там на ритейлеров приходится около 80% оборота продуктов и товаров.
Впрочем, в отличие от Европы, в Северной столице с каждым годом всё меньшей популярностью у населения пользуются городские рынки. Сейчас в городе насчитывается 14 розничных рынков, из них четыре специализированных и десять универсальных. При этом доля фактически используемых мест на розничных рынках составляет лишь 66%. А на 34% мест арендаторов не могут найти. Объясняя такую тенденцию, Герман Шустиков отметил, что городские рынки больше не в состоянии предложить покупателям уникальную продукцию.
— По существу рынки в городе, увы, превратились в места для розничной торговли продукцией с Калининской овощебазы, которая сама предлагает опт. И там же закупаются магазины, — констатировал чиновник и добавил, что для сохранения петербургских рынков им надо искать новый формат.
Примечательно, что в марте этого года в городских СМИ появилась информация о возможной реконструкции Василеостровского (Андреевского) рынка и превращение его в модный в последнее время фуд-корт.
При этом ранее в Смольном объявляли о планах по модернизации Кузнечного, Мальцевского и Московского рынков. Интерес к проекту проявил один из крупных операторов в сфере ресторанного бизнеса Ginza Project. Однако из-за длительных судебных разбирательств Смольного с потенциальными интересантами дело пока с мёртвой точки не сдвинулось.
Опрошенные корреспондентом сайта 78.ru эксперты согласны с тем, что в городские рынки давно пора «вдохнуть новую жизнь».
Генеральный директор компании TESSA, группа компаний IL-СО Денис Цытрин уверен, что такие объекты не смогут функционировать дальше как исключительно рынки, потому что никому не придёт в голову специально ехать в центр города, с трудом паркуясь, чтобы купить продукты. При этом находятся эти объекты не в самых густонаселенных локациях.
— Даже жителям Центрального района вряд ли сегодня доступна роскошь не спеша ходить по рынку и выбирать продукты, по крайней мере регулярно: увеличился ритм жизни, расстояния между домом, работой и другими точками маятникого трафика. Люди хотят купить всё самое необходимое быстро и рядом с домом, полным ходом развивается интернет-торговля и сервисы доставки продуктов до квартиры, но не рынки в узких улочках исторической части города, — уверен эксперт.
По мнению Дениса Цытрина, рынки в центральных локациях Петербурга, так же как в городах Европы более-менее сопоставимого масштаба, смогут существовать в виде торгово-развлекательных площадей и креативных кластеров. Этим объектам необходим ребрендинг и реконцепция, что возможно только на выгодных для инвесторов условиях. Это усложняется статусом зданий и высокими арендными ставками в центре Петербурга.
Как добавляют в Colliers International, городские рынки обычно расположены в удачных локациях, однако с учётом того, что в городе растёт интерес к новым концепциям и форматам общепита, объекты требуют пересмотра своего классического формата, чтобы привлечь новую аудиторию.
Так, в Петербурге формат фуд-холлов пока не очень распространён, но набирает популярность с точки зрения интереса к нему и анонсов новых проектов, которые появятся как в составе торговых комплексов, так и на площадках продовольственных рынков.
— Фуд-корт, например, будет открыт в ТРК «Сити Молл», где продолжается реконцепция. Проект фуд-холла был также анонсирован в ТК «Владимирский Пассаж». К перспективным проектам можно отнести и фуд-холл Glorax Development, для размещения которого компания в феврале купила здание бывшей малярной мастерской на Московском проспекте, 115, — пояснили в Colliers International.
Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».