Бизнес на гербе и флаге: официальные символы Петербурга пустят в народ
Комитет по законодательству парламента Петербурга одобрил в понедельник, 13 мая, к принятию в первом чтении законопроект, который упростит использование официальных символов Северной столицы — флага, герба и гимна — для горожан и бизнеса. Документ подготовили парламентарии Денис Четырбок, Вера Сергеева и Константин Чебыкин.
Не в коммерческих целях
Как напомнили авторы инициативы, в настоящее время использовать официальные символы Петербурга могут органы государственной власти, их служащие, а также государственные учреждения. Также по закону размещать флаг и герб города на Неве можно на улицах по праздникам и в памятные даты. Постоянно эти два символа имеют право находится на фасадах городских вокзалов и аэропорте Пулково.
Теперь парламентарии хотят дать возможность горожанам и бизнесу использовать флаг, герб и гимн в любых целях, если это не вводит в заблуждение окружающих и не является проявлением неуважения к символам города.
По словам Дениса Четырбока, в переводе на более простой язык это означает, «не с целью получения прибыли». Решать, не вводит ли в заблуждение окружающих применение символа, предстоит сотрудникам правоохранительных органов и комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. При этом никаких чётких критериев признаков ввода в заблуждения пока нет.
В то же время, как подчеркнули в пресс-службе, уже в настоящее время в законодательстве города предусмотрены штрафы за неправомерное применение символов. Граждан и должностных лиц штрафуют на сумму от 500 рублей до 2000 тысяч рублей, а фирмы и компании — от 1000 до 10 000 рублей.
На смену курса
Примечательно, что ещё год назад Денис Четырбок придерживался более строгих взглядов на использование того, что может быть связано с городской символикой. Так, по его инициативе в мае 2018 год был принят в первом чтении законопроект, который запрещал бизнесу без официального разрешения властей Северной столицы и «добра» ЗакСа использовать в названиях компаний слово «Санкт-Петербург» и его производных. Тогда парламентарий мотивировал запрет тем, что некоторые недобросовестные компании специально идут на обман.
«Мы являемся свидетелями большого количества афер, которые проводились фирмами под наименованием „Санкт-Петербург“. У большинства людей есть особое доверие к организациям, которые используют название нашего города, они рассчитывают, что услуги и товары будут качественными. Но это не всегда так», — утверждал депутат.
В конце прошлого года документ был принят во всех чтениях и вступил в силу.
Корреспондент сайта 78.ru без труда нашёл в городе много организаций, в названиях которых слово «Санкт-Петербург» фигурирует. Так, генеральный директор ООО «Санкт-Петербург» (специализируется на торговле бытовыми электротоварами и была основана в 1998 году) Игорь Савин признался, что никаких проблем из-за наименования фирмы у него до сих пор не возникло. Не припомнили с ходу никаких трудностей и в строительной компании «ЮИТ Петербург».
— Всё просто, закон не имеет обратной силы. Он не касается компаний, у которых название города было в фирменном наименовании ранее. Никаких сложностей у нас, по этому случаю, быть не может, — пояснил вице-президент по правовым вопросам концерна ЮИТ в России Фёдор Цуринов.
От нечего делать, но отельерам хорошо
Инициативу о запрете использования слова «Санкт-Петербург» Игорь Савин в своё время резко критиковал за попытку «ЗакСа присвоить себе право на государственную монополию на название».
К новому предложению депутатов бизнесмен отнёсся нейтрально.
— Флаг и герб не принадлежат только депутатам, это народное достояние и должно им использоваться. В Америке в домах многие вывешивают свой флаг, так почему — нет? Другое дело, что такие документы появляются, по-моему, от нечего делать. Разве у нас нет других более актуальных проблем, которые надо срочно решать? — возмущается он.
Исполнительный директор Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Михаил Рапопорт говорит, что, на первый взгляд, в инициативе больше плюсов, чем минусов. Предложение вполне может заинтересовать бизнес. Однако другой вопрос — это отсутствие понятных и чётких критериев.
— Как определить, например, отельер или ресторатор вывесил флаг из патриотических соображений или с целью получения прибыли? — высказывает сомнение эксперт.
Совладелец торгового дома «РеалЪ» Александр Мышинский считает, что в его сфере бизнеса инициатива популярностью пользоваться не будет и успокаивает: никто гербы «штамповать» на, например, колбасу, не начнёт.
— В городе есть добровольная система сертификации товаров и услуг «Петербургская марка качества». Она хорошо узнаваема горожанами, которые придирчиво подходят к покупкам. Предпринимателей, имеющих сертификацию, регулярно контролируют. А тех, кто хотят купить товар исключительно подешевле, соблазнит только цена, а не наличие герба, — уверен Александр Мышинский.