Кольца речного всевластия: почему нас ждёт подорожание экскурсий по рекам и каналам?
Неожиданное нововведение
Речные экскурсии, свадьбы на пароходах и катание на «метеорах» — чисто петербургский туристический бизнес, успешность которого на три четверти зависит от переменчивой северной погоды. На днях в СМИ появилась информация о том, что это удовольствие серьёзно подорожает в наступившем сезоне — якобы сразу на 20%.
Так ли это и что стало причиной подобного роста цен? Об этом мы спросили у главных игроков «речного рынка» Петербурга.
Владимир Филиппов, член Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга и генеральный директор компании «Аква-экскурс», осуществляющей пассажирские речные перевозки, отметил, что рост цен, действительно, может составить от 10 до 20%. А может быть — и больше.
По словам нашего собеседника, в данный момент на рынке речных экскурсий Петербурга сложилась весьма «нездоровая ситуация». Помимо планового удорожания аренды, особый, неожиданный удар по перевозчикам нанёс «Мостотрест». В этом сезоне учреждение ввело новый сбор.
— «Мостотрест» сейчас проводит аукционы по «продаже» колец, — рассказал Владимир Филиппов. — Имеются в виду не спуски, на которых можно причаливаться, а просто кольца, на которые можно привязать судно. За это с нас тоже собираются так или иначе взять деньги. Если это будет, то арендная плата вырастет, по видимому, даже больше, чем на 20%. И, соответственно, придётся поднимать цены, потому что иначе куда нам деваться?
Гендиректор компании «Аква-экскурс» отметил, что не понимает, почему «Мостотрест» решил ввести подобную плату:
— Моя точка зрения — это всё равно, что я бы взял в аренду кусочек Невского проспекта и брал бы плату за то, что люди там ходят. То есть это попытка взять деньги за то, что люди ходят по набережной.
Никогда ранее такого сбора не было, подчеркнул Владимир Филиппов. И какова будет, в итоге, арендная плата за пользование кольцами — пока неизвестно, так как возможность арендовать их выставлена «Мостотрестом» на аукцион.
— Сейчас идёт речь о том, что вот, товарищи, застолбите себе места, — поделился Филиппов. — Что будет дальше, кто будет делать на этом бизнес, будут ли пересдавать эти места, я не знаю. С нами никто не посоветовался.
Аренда вместо «космических» штрафов
Другой видный игрок «речного рынка», генеральный директор «Нева Тревел Компани» Андрей Набатов отметил, что итоговая стоимость аренды колец на петербургских набережных может быть «космической».
— Бывает, что аукционы начинаются с 1000 рублей, а заканчиваются 20 млн, — развёл руками Набатов.
Он также подчеркнул, что никаких весомых предпосылок к вводу подобного сбора нет, и единственная причина его появления — единоличное решение «Мостотреста»:
— «Мостотрест» составил такие договора, согласовал всё с КИО. Мы ничего изменить уже не можем. Это называется монополизм.
Но так ли необходимы эти кольца пароходам? Оправдан ли такой переполох?
— Кольца — это межрейсовый и ночной отстой, — пояснил Андрей Набатов. — Раньше никто на это не обращал внимания, все спокойно стояли и работали. А с прошлого года «Мостотрест» стал выписывать бешеные штрафы, если пароход стоит на кольцах. Прошлой осенью за одну швартовку на кольцах нам выписали 240 тысяч штрафа.
Если бы подобного нововведения не было, стоимость пассажирских речных перевозок поднялась бы совсем не так значительно, отметил в разговоре Владимир Филиппов. Дело в том, что цена билета на пароход, готовый увезти вас в туманные дали Фонтанки или Мойки, складывается из множества факторов. Но главных всегда два: стоимость топлива и аренды причалов.
— Стоимость аренды по постановлению нашего правительства растёт каждый год на какой-то небольшой процент, в этом году она выросла на 4%, — рассказал гендиректор компании «Аква-экскурс». — Плюс 2% НДС накрутилось. То есть сама аренда выросла только примерно на 7% в общей сложности.
Комментарий «Мостотреста»
Ситуацию с «золотыми кольцами» и растущей платой за аренду причалов прояснил в беседе представитель собственно «Мостотреста». Начальник Управления имущества и арендных отношений учреждения Вера Макова подчеркнула:
— Никакого повышения ставок арендной платы у нас не предполагается, за исключением ежегодного индекса, установленного правительством Санкт-Петербурга, по повышению ставки размера арендной платы. Это происходит ежегодно. Ничего нового в этом году нет, за исключением того, что на 2% увеличивается НДС. В совокупности это где-то 5% планового повышения.
Что же касается главного новшества, сборов за аренду колец на набережных, — по словам Веры Маковой, вводится оно по просьбе и для блага самих перевозчиков:
— Эту тему давно просили ввести те же самые судовладельцы. Многие судовладельцы отстаиваются на кольцах вандальным способом, тем самым разрушая наши объекты культурного наследия. Поэтому законопослушные судовладельцы давно обращались с просьбой, чтобы им на законных основаниях разрешили использовать кольца для отстоя судов в межрейсовые и ночные периоды.
«Вандальный» способ отличается от официального отсутствием оплаты. Как бы то ни было, тот, кто захочет теперь зашвартоваться без договора на кольцо, будет серьёзно оштрафован. При этом представитель «Мостотреста» опровергла страхи перевозчиков о том, что стоимость аренды колец будет «космической»:
— Плата незначительная. Если под судно на Мойке, Фонтанке, протяжённостью 20-25 метров, получается плата порядка 6000-7000 рублей в месяц. То есть это совсем не соизмеримо с той арендной ставкой, которую платят за спуски. Просто для сравнения: коммерческое использование спуска стоит порядка 90 тысяч в месяц.
Вера Макова посчитала, что за весь сезон аренда колец для судовладельца, арендующего 20 метров причала, встанет примерно в 40 тысяч рублей.
— В то время как, когда придут к нему контрольные органы и оштрафуют его, он вынужден будет заплатить 90 тысяч рублей. Это один раз. А если второй раз — ещё 90 тысяч. Поэтому для тех же арендаторов, которым это необходимо, это очень даже выгодно, — заявила наша собеседница.
Но никто в принудительном порядке не собирается заставлять судовладельцев арендовать кольца, подчеркнула Вера Макова. Для посадки и высадки пассажиров они не нужны, и используются лишь в ночное время и между рейсами.
— Это не обязательно, — пояснила представитель «Мостотреста». — Это их желание — если им необходимо для отстоя своих судов использовать набережные, прилегающие к их спуску, который они коммерчески используют. Если не хотят — не надо.
Другие пугающие факторы: от топлива до мусора
Сами судовладельцы, впрочем, не согласны с такой постановкой вопроса.
— Я считаю, что кольца должны оставаться в общем пользовании, и брать за них плату некорректно, — высказался Владимир Филиппов. — И так состояние нашего бизнеса достаточно сложное в связи с сезонностью. Это всё желание «Мостотреста» получить как можно больше денег.
Директор «Аква-экскурс» отметил, что в его компании подорожание начнётся лишь с июня текущего года, а в мае работа продолжится по прошлогодним ценам. При этом Филиппов отметил, что на его компанию не так сильно влияет другой неприятный фактор — удорожание топлива. А вот владельцев «метеоров», потребляющих огромное количество топлива, это может сильно подкосить.
Андрей Набатов, в компании которого как раз числятся «метеоры», курсирующие из Петербурга в Петергоф, признался:
— Да, топливо — удар ощутимый. Удорожание будет, не на 20%, а процентов на 10-15.
Стоимость билетов на «метеоры» вырастет на 15%. В отличие от коллег из «Аква-экскурса», «Нева Тревел» уже подняла цены:
— По одним маршрутам на 8%, по другим на 13%, в среднем 10%, — уточнил Набатов.
Но цена билета складывается не только из стоимости топлива и аренды причала (а теперь ещё — и колец на нём). Она строится из множества затрат, которые также идут от разных инстанций города. И они год от года тоже растут.
— Всё складывается из мелочей, много-много небольших моментов. Например, вывоз мусора подорожал почти в два раза. Но главное — это топливо, зарплата экипажа и содержание парохода, — рассказал директор «Нева Тревел».
Проблема турпотока, дождя и солнца
Прошлый, 2018 год был, на первый взгляд, исключительно успешен для компаний, занимающихся речным туризмом в Петербурге: благодаря Чемпионату мира по футболу загрузка экскурсионных теплоходов ощутимо выросла. В этом году поток, скорее всего, вернётся на уровень 2017 года.
Но судовладельцев это вовсе не пугает. Владимир Филиппов рассказал, что на самом деле влияние наплыва футбольных фанатов на бизнес было не только положительным:
— У нас есть два вида бизнеса: первый — это неорганизованные туристы, которые видят, что кораблик стоит, и хотят прокатиться. А второй вид — организованные туристы. Скажем, приезжает круизный лайнер, и там у многих туры по рекам и каналам уже включены. Это тоже наши туристы, иногда в день до десяти теплоходов с ними отправляем.
Директор компании «Аква-экскурс» подчеркнул, что эти два вида бизнеса практически не конкурируют между собой и не пересекаются — они составляют два разных потока.
— Организованных туристов в прошлом году было меньше, потому что турпоток групп был меньше из-за наплыва болельщиков, — рассказал Филиппов. — В прошлом году был такой рост за счёт «диких» туристов.
В новом сезоне «дикарей» будет меньше, но это не страшно:
— Зато вернётся наш российский турпоток, по которому в прошлом году в июне и июле был 20-процентный провал. Все туроператоры, которые возят соотечественников, просто плакали: «У нас отказ, мест в гостиницах нет, и у нас нет групп!»
Слова коллеги подтвердил Андрей Набатов: отсутствие мест в гостиницах из-за наплыва иностранных болельщиков и высокие цены на размещение просто отсекли в 2018 году «организованный» поток. Теперь же всё должно вернуться на круги своя.
Впрочем, и это всё не так важно. Ведь главное в этом бизнесе — погода, подчеркнули оба предпринимателя.
— Нам повезло, что в прошлом году было очень хорошее, тёплое лето. В первую очередь, количество туристов, которые пользуются этими услугами, зависит от погоды. Хорошая погода — много пассажиров, плохая погода — почти нет, — развёл руками Набатов.
А по мнению Владимира Филиппова, успех пассажирских речных перевозок зависит от солнца на все 70%. Главное — чтобы грядущим летом пореже шёл дождь.