«Тотальный диктант» как феномен: война за грамотность против тотального регресса
Новый год «Тотального диктанта»: площадки, чтецы, тексты и тема
Глобальная образовательная акция «Тотальный диктант» продолжает победное шествие по миру, захватывая новые города и даже страны. «Диктант» привлекает всё больше и больше людей, храбро бросающихся в пучину сложных грамматических структур и запутанной пунктуации. И всё для одной цели – победы всеобщей грамотности на планете.
В 2019 году в Петербурге диктант для всех желающих проведут на 122 разных площадках. Впервые возможность проверить грамотность появится в аэропорту Пулково, Мраморном дворце, Музее истории религий, здании Двенадцати коллегий, Театре на Литейном и Штаб-квартире Русского географического общества.
Уже давно «Тотальный диктант» стал «звёздным» событием: к движению за грамотность присоединяются самые разные известные и популярные личности, актёры и музыканты. К примеру, в Петербурге уже не в первый раз текст диктанта прочитает Светлана Сурганова — под её руководством можно будет проверить себя на филфаке РГПУ им. Герцена.
В творческом пространстве ОХТА LAB текст продиктует актёр Артур Смольянинов. В Мраморном дворце эту почётную обязанность возьмёт на себя актёр Андрей Ургант, а в Политехе — актриса Анастасия Мельникова. В СПбГУ читать «Тотальный диктант» будет Андрей Аствацатуров, писатель, филолог, заведующий кафедрой междисциплинарных исследований в области языков и литературы СПбГУ.
«Диктором» в 2019 году станет также Николай Буров — народный артист РФ, девять лет возглавлявший музей «Исаакиевский собор». Буров сыграл в большом количестве фильмов, кроме того, он является известным актёром дубляжа — именно его голосом говорят многие персонажи зарубежных фильмов. Буров озвучивал «Титаник», «Людей в чёрном 2», «Пёрл-Харбор» и множество других картин.
Чтение диктанта в рамках акции начнётся в Петербурге в субботу, 13 апреля в 14:00. В этом году текст (а если быть точнее, сразу четыре текста) составил писатель, критик и литературовед Павел Басинский. Через все четыре части диктанта красной нитью проходит тема расследования литературных тайн.
«Прививка от неграмотности» или просто средство от скуки?
Но влияет ли «Тотальный диктант» и его небывалая популярность на реальный уровень грамотности людей? Акция появилась довольно давно, в 2004 году в Новосибирске, и с тех пор захватила не только практически всю Россию — но и весь мир. Диктант пишут и в Северной Америке, и в Европе, и даже в Австралии и Антарктиде!
— Я не думаю, что вопрос здесь стоит, на самом деле, о грамотности, — отметил профессор Дмитрий Спивак, психолингвист, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Российского института культурологии. — Это интересное общественное явление, общественный процесс, который не был заведён властями, а появился сам, в Новосибирске — там относительно автономное жюри есть до сих пор, к писателям обращаются с просьбой написать интересные тексты и пишут их на всяких интересных площадках.
Дмитрий Спивак уверен, что «Тотальный диктант» полезен, в первую очередь, как способ привлечения интереса к своему языку.
— А в процессе подготовки человек — особенно если они запустят онлайн платформу для подготовки – он, конечно, да, может улучшить своё знание языка, — считает профессор.
Наш собеседник отметил, что у «Тотального диктанта», помимо собственно прекрасной цели, есть и другие плюсы:
— Это, например, процесс отбора: они начинали с классиков, а теперь взялись за современную литературу, Это хорошо, потому что сохранение культурного наследия должно идти рука об руку с поощрением современной креативности.
Другой важный плюс — отсутствие какой-либо «дискриминации по возрасту». Ведь «Тотальный диктант» может написать решительно кто угодно, а не только школьник, абитуриент или студент!
— Идея вообще, сама по себе, развивается очень плодотворно. Поэтому при проекте появились сателлитные вещи, авторизованные организаторами и нет. Авторизованные вещи – это так называемые тесты TruD, то есть версия диктанта для иноязычных людей. А не авторизованные — это уже идеи таких же диктантов по другим предметам, плюс на других языках России. Что, конечно, абсолютно необходимо. Так что это всё хорошо задумано и делается интересно, — уверен Дмитрий Спивак.
О недочётах акции и главном способе повысить свою грамотность
Впрочем, психолингвист нашёл у акции и недочёты. По его мнению, у «Тотального диктанта» «хромает» система оценки — и довольно ощутимо:
— Они ведь только по двум показателям смотрят: орфография и пунктуация. Этого маловато, здесь нужно гораздо больше всего.
Но что ещё нужно, чтобы оценить чью-то грамотность?..
— Понимаете, дело ведь обстоит не только в том, что человек неверно пишет слово, а в том, почему он это делает, — объясняет профессор. — Откуда он исходит: от устной речи, от своих гипотез о грамотности... Потому что у нас ведь сложная орфография, её нужно изучать, она основана на историческом принципе. Так что показателей может быть очень много. Морфемный состав слова, ошибки в написании различных частей речи, сбои в формировании темы и ремы…
От чего же, в таком случае, зависит наша грамотность? Как её не потерять с годами, как не пополнить ряды тех, кто любит сообщать, что он «не на уроке, чтобы правильно писать»?
— Грамотность, в первую очередь, зависит от каждодневной работы с хорошей литературой, — рассказал Дмитрий Спивак. — Потому что с документами сейчас работают очень многие люди, но грамотность это не улучшает, у нас такой канцелярит развивается. А привычка к каждодневному чтению, причём приличной литературы — вот её приходится сейчас возрождать. Она на время была вытеснена заботами о заработке. Сейчас постепенно это возвращается. Я с радостью вижу в крупных сетевых магазинах, как совсем молоденькие люди с удовольствием сидят и читают для себя. Чтение для себя — это великий навык!
Диктант как противовес речевой анархии XXI века
Филолог, профессор СПбГЭУ Елена Петухова расходится с коллегой во мнении относительно влияния «Тотального диктанта» на грамотность людей:
— Сам по себе диктант повысить грамотность не может. Но он может показать людям, написавшим диктант, уровень их грамотности или неграмотности, и таким образом — не у всех, как всегда, но, может быть, у многих — вызовет желание повысить свою грамотность, вспомнить то, что забыл после школы, узнать что-то о правописании, орфографии, правилах пунктуации. Поэтому я не могу считать, что такие акции бесполезны.
В целом же Елена Петухова отметила, что столь массовый охват у подобного мероприятия — факт отрадный:
— Это значит, что у людей есть интерес к своему языку и есть интерес узнать свой уровень.
Самое главное здесь — добровольность, подчеркнула наша собеседница. Хотя для студентов-гуманитариев подобную акцию стоило бы сделать и обязательной. В любом случае, «Тотальный диктант» — явление полезное.
— Потому что, как известно, культура речи, культура использования языка напрямую связана с культурой человека. Это точно, — пояснила своё мнение Елена Петухова. — Речь – это лакмусовая бумажка уровня культуры человека. То, как он говорит и как он пишет. Особенно в эпоху интернета, когда в блогах и на сайтах, особенно в блогах, вообще считается не обязательным соблюдение даже элементарных правил. Это, конечно, развращает человека. Возникает, особенно у молодёжи, сознание, что не обязательно быть грамотным. Вот же — пишут и без точек, и без запятых, без соблюдения заглавных букв, с нарушением правил орфографии. Иногда это как игра — нарушение всяких норм и вообще игнорирование правил орфографии.
Однако такая игра, на самом деле, может стоить очень дорого.
— Как известно, разрушить легче, чем восстановить, — предупреждает филолог. — Так что, учитывая такую речевую анархию в интернете, в блогах, «Тотальный диктант» – это как пока очень слабый, но хоть какой-то противовес. Чтобы люди увидели, насколько понизилась их культура. Или, напротив, что они сохранили её. Для молодёжи это может быть как зеркало.
Падает ли наша грамотность?
Бытует мнение, что грамотность людей в нашей стране за последние годы катастрофически упала. Но так ли это на самом деле? Развал СССР, распространение интернета, засилье блогов и чатиков — насколько все эти факторы реально повлияли на нашу с вами способность правильно писать и чётко формулировать мысли?
— Здесь прогнозы не оправдались, — отмечает Дмитрий Спивак. — С одной стороны, все предсказывали, что будет падение письменной культуры, соответственно, и резкое падение грамотности. Но его не произошло — просто за счёт того, что интенсивно стало развиваться писание в интернете, на страничках в соцсетях. А с другой стороны, говорили, что будет резкое улучшение грамотности, связанное с тем, что людям придется сдавать новые типы экзаменов, новые типы ЕГЭ. Этого тоже не произошло.
Но в целом же, по мнению профессора, наши дни в плане грамотности народа эпохе Советского Союза проигрывают.
— Вот я наблюдаю по молодому поколению, что патологически плохо пишут, — поделился Дмитрий Спивак. — То есть образовалось такое болотце. Дела обстоят немножко хуже, чем лет 25-30 назад, за счёт того, что общее качество школьного образования упало. Но, с другой стороны, я и сам грешен: помню, как ещё лет 25 назад написал слово «помощник» через «ш», до сих пор стыдно!
Елена Петухова поделилась личными наблюдениями, сделанными в университете:
— Я могу сказать, что у студентов поколения десятых годов: 2011, `12, `13, — в их рефератах и курсовиках орфографических ошибок было намного больше, чем, например, у студентов последних двух-трёх лет. Но один вуз, конечно, не показатель, да и студенты – только гуманитарии. Тем не менее, хотя бы в нашем вузе я могу отметить: да, орфографических ошибок студенты стали делать меньше, чем года три назад.
В чём может быть причина подобных положительных изменений?
— Может быть, это связано со школами, с тем, что школа стала тренировать не только на ЕГЭ, а стала уделять действительно серьёзное внимание изучению орфографии и вообще речевой культуре, и письменной, и устной, — предположила Елена Петухова.
Речевая беспомощность и способы борьбы с ней
Однако один факт остаётся, к сожалению, неоспоримым: качество устной речи за последние годы и десятилетия катастрофически упало. И наш город — не исключение в этом плане.
— Что касается устной речи — здесь ситуация печальная, — отметила Елена Петухова. — Это общеизвестный факт, что молодежь с трудом выражает свои мысли. Потому что школа настраивает и тренирует на ЕГЭ, на письменные задания, но не на развитие речи.
По словам филолога, ситуация довольно ужасающая:
— Взрослым, студентам даже трудно описать какую-то картину. Вот, например, описать пейзаж — это, кстати, стали школьникам предлагать, как я знаю, даже на ОГЭ, после 9 класса. И это полная беспомощность! Говорят как дети. Им это трудно. Да, может быть, они думают правильно, но выразить адекватно в словах и предложениях свои мысли им очень тяжело.
Развивать устную речь необходимо с детства, подчёркивает профессор. И если даже взрослые в наши время не в состоянии связно сформулировать высказывание, изложить мысль в нескольких более-менее длинных предложениях, то что уж говорить о детях? Особенно в том случае, если их воспитывают такие взрослые.
— Это нужно делать с детского сада, с семьи. Нужно больше разговаривать с детьми, просить, чтобы они рассказали, что происходит в школе, связно рассказывали о каких-то событиях, а не просто сажать их у компьютера или у телевизора за мультики, — рекомендует Елена Петухова.
Впрочем, пользу можно извлечь и из этого занятия:
— Если даже они смотрят мультики, пусть потом расскажут, что там понравилось, что не понравилось, кто что делал. Вот так можно развивать речь с детства.
Как научиться говорить, если ты уже вырос
А как быть взрослым, которые мучительно борются с неспособностью связать два слова? По словам филолога, без занятий по литературе и русскому языку тут не обойтись. Конечно, не обязательно идти на специальные курсы — можно выполнять определённые упражнения.
— Вот, например, сформулируйте разницу между синонимами: что это слово обозначает, а что — его синоним? Дайте интерпретацию. И здесь такие затруднения у людей и начинаются! «Ну как бы сказать...», «это вроде вот так...», «как бы...» — сплошные вводные слова! Например, не видят разницу между «мотивировать» и «стимулировать», а слова эти употребляются на каждом шагу, особенно студентами, — рассказывает филолог.
Что с этим делать?
— Нужно больше разговаривать, — рекомендует Елена Петухова. — Нужна и диалогическая речь, и монологическая. Монологическая речь – это обосновать своё мнение, дать характеристику чему-то или кому-то. Не одной фразой «прикольно или не прикольно», а дать развёрнутую характеристику, высказать впечатление о чём-то или о ком-то. Кино, например, все любят, все смотрят – попробуйте выразить своё мнение о фильме. Музыку тоже сейчас все любят, молодёжь у нас очень музыкальная, давно уже музыкой увлекается больше, чем чтением. Вот пусть формулируют, пусть объясняют друг другу, что им нравится и почему.
Но здесь необходимо обратить внимание на важный нюанс: всё общение в данном случае должно быть исключительно устным и личным. Не мессенджеры, не интернет и даже не телефон — только лицом к лицу! Почему это так важно?
По словам профессора СПбГЭУ, общение по телефону предполагает «телеграфный» стиль. Как правило, общаемся мы на бегу, в спешке — часто в транспорте или другом не слишком удобном месте. Всё это накладывает определённый отпечаток на стиль речи. А развивать красивую, связную устную речь желательно в спокойной обстановке, дома, в тихом кафе или на прогулке по тенистой аллее, лично с собеседником. Хоть на это и не просто выделить время в наши дни.
— Ритм жизни влияет на стиль общения людей, всё связано. Но, тем не менее, это не значит, что наше общение должно становиться всё примитивнее и примитивнее. Тогда получается, что это регресс человечества и личности, — разводит руками филолог.
Так что каждодневная безумная спешка легко может отбросить вас в личном развитии — даже если семимильными шагами ведёт к успехам в карьере. Елена Петухова уверена:
— Несмотря на темп, который всё ускоряется, на ритм, который становится всё напряжённее, несмотря на все эти факторы, от которых мы никуда не уйдём, общаться надо по-человечески, сохраняя и культуру языка, и культуру собственной речи.