Театральные несостыковки: идея объединения двух театров вызвала резонанс в обществе
Деятели культуры призывают не драматизировать идею объединения Александринского и Волковского театров. Основной аргумент заключается в том, что альянс петербургского и ярославского коллективов позволит укрепить финансовое положение и, как следствие, расширить творческие возможности. Такие доводы убеждают не всех, многие негативно относятся к переменам, передаёт корреспондент 78.ru.
Экспрессия актёрской игры и режиссёрская смелость в идеях – фирменный почерк Александринского театра. Что ни спектакль, то вызов: и для зрителя, и для мира сценического искусства в целом. Но в Международный день театра, вызов, кажется, бросили самой Александринке, а заодно и ярославскому драматическому.
– Мы присутствуем при историческом моменте – естественного, инициированного снизу объединения двух старейших театров, каждый из которых по праву претендовал, чтобы называться первым русским национальным театром и это будет не просто формальное объединение, – заявил на днях министр культуры Владимир Мединский.
Для Валерия Фокина заявление министра новостью не стало. Об идее «слиться в едином творческом порыве» художественные руководители обоих театров думают уже пять лет. Минкультуры поддержало революционную инициативу. Уже и стратегия есть.
– Мы – разные театры, у нас разные индивидуальности. У нас есть и будет возникать целый ряд программ общих – гастрольных и образовательных, совместные постановки, участие актёров, обучение молодых режиссёров, которые будут ставить и там и здесь, – рассказал художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина — Александринского театра.
Фокин обещает, что самобытность ни того, ни другого театра не пострадает. Наоборот – репертуар станет богаче. А Александринка ещё больше утвердится в своём легендарном статусе.
Театр возник ещё при императрице Елизавете в 1756 году. Здесь состоялись премьеры почти всех классических произведений русской литературы: от комедии «Горе от ума» Грибоедова до пьес Чехова. Современный виток в развитии театра начался в 2003 году, когда художественным руководителем стал Валерий Фокин. При нём провели масштабную реконструкцию и построили вторую сцену. Теперь это ведущая лаборатория режиссёрских ноу-хау и творческих экспериментов.
Но к таким инновациям ярославская общественность оказалась не совсем готова. Новость огорошила даже губернатора области Дмитрия Миронова, который резко раскритиковал идею.
– Прежде чем принимать такое решение, надо было посоветоваться с жителями Ярославской области, общественностью и коллективом театра. Вместе мы будем отстаивать статус нашего театра как Первого русского. Волковский театр – гордость и бренд Ярославии, и я считаю, что объединения быть не должно, – сказал Миронов.
В театре Волкова пока всё идёт как будто своим чередом. Но некоторые актёры всё же опасаются предстоящих перемен. И их страхи вполне оправданы, считает художественный руководитель.
– Те, кто не занят в репертуаре много-много лет, они так и не войдут в репертуар дальше. Я думаю, их опасения не безосновательны. Процедура объединения будет продолжаться примерно полгода. Каждое положение будет обсуждаться и с театральными деятелями, и с нами, – поясняет худрук Российского государственного академического театра драмы им. Ф.Волкова Евгений Марчелли.
Театральные критики пока ситуацию не драматизируют. За объединение проголосовали худсоветы обоих театров. Но какой мотив ведущий – творческий или финансовый – остаётся только догадываться, как и о результатах деятельности альянса.
Впрочем, сможет ли общественность повлиять на театральную революцию – вопрос открыт. Чиновники Минкультуры рисуют сплошные плюсы. И строят далеко идущие планы – через несколько лет присоединить к театральному гиганту ещё и московский филиал.
Ранее сообщалось, что объединение Александринки и Театра имени Волкова приостановлено распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева. Владимиру Мединскому поручено провести широкое обсуждение идеи объединения театров.