После ЧП в Spar: что происходит с продуктовой сетью?
О двойном ЧП в магазине SPAR, располагающегося на первом этаже жилого дома на Большом проспекте Петроградской стороны, 69, стало известно в конце прошлой недели. 14 марта в помещении провалился пол, из-за чего пострадала 38-летняя женщина. А 15 марта из магазина хлестала вода. В этот же день ГЖИ сообщила о том, первая трагедия произошла из-за коррозии металлических балок перекрытия пола. 78.ru разбирался, что происходит с известной во всём мире сетью. Эксперты сходятся во мнении: ЧП — это, скорее, единичный случай, так как ритейлер работает в России по франшизе, то есть системе, при которой предприниматели открывают собственные объекты под именем крупного бренда.
Не вышли в гипермаркеты
Как рассказала генеральный директор агентства недвижимости «АН LAPINA» Екатерина Лапина, в настоящее время магазины SPAR — одна из самых крупных продуктовых сетей, работающих в Петербурге. Для своих объектов в компании рассматривают любые помещения под свои форматы — SPAR, «Моя семья», «Идея». Так, данные точки снимают объекты площадью от нескольких сотен квадратных метров до нескольких тысяч. Магазин, где произошло ЧП, располагался на 200 «квадратах».
— В прошлом году мы наблюдали тренд на то, что сеть SPAR отказывалась от небольших точек в пользу гипермаркетов. В этом же году фиксировались случаи, когда большие ТЦ готовили помещения под данную сеть, подписав предварительные соглашения, в итоге не получали арендатора. Как пример можно отметить ТЦ «Главный» в Девяткино, ТЦ на Индустриальном проспекте, где должен был появиться SPAR, а в итоге открылся «Перекрёсток», — отметила Екатерина Лапина.
Управляющий директор центра развития недвижимости Becar Asset Management Ольга Шарыгина пояснила, что магазины под брендом SPAR в большинстве своём открыты в России по франшизе. В Европе есть различные форматы магазинов SPAR, в том числе «золотой», который носит чуть более премиальный характер.
— Как только собственники бренда начнут приводить магазины в России по европейскому образцу, всё сразу наладится. Крайне сложно отслеживать количество магазинов, работающих по франшизе. Рынок находится на такой стадии, когда собственникам крупных торговых центров удобнее и надёжнее заключать арендный договор с более крупными и прозрачными сетями, которые работают не по франшизе, — пояснила она.
78.ru направил запрос в пресс-службу продуктовой сети. В документе были заданы вопросы, сколько точек площадью менее 500 «квадратов», как в ситуации с магазином на Петроградской, располагаются в жилых домах и будут ли проводиться в дальнейшем проверки объектов. Также мы поинтересовались, действительно ли сеть меняла в последние годы концепцию развития в Петербурге. Однако в пресс-службе компании от комментариев решили отказаться.
В ответ на реалии рынка
Как отметил генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, SPAR — это очень успешная и динамично развивающая франшиза в России. В 2018 году продажи всех франчайзи и субфранчайзи SPAR в России выросли на 27,8% и по совокупной выручке SPAR занял девятое место в рейтинге крупных сетей FMCG INFOLine FMCG Retail Russia TOP. В Петербурге SPAR развивает ТД «Интерторг», который является вторым по величине франчайзи SPAR в России. На первом месте находится «СПАР Миддл Волга» (SPAR в Нижнем Новгороде).
Успешность SPARа в Петербурге подтверждается более высокой эффективностью таких объектов по сравнению с объектами ТД «Интеторг» под брендами «Народная 7Я семья́» и «Идея».
— Стоит отметить, что на рынке в настоящее время существует глобальная тенденция снижения трафика и продаж в гипермаркетах, поэтому у ритейлеров, которые их развивают, есть проблемы. У тех же «Ашана», «Метро» отмечается падение продаж. Даже лидер сегмента гипермаркетов «Лента» в 2019 году резко замедлила органический рост. X5 Retail Group планирует переделать некоторые гипермаркеты «Карусель» в супермаркеты «Перекрёсток», и отчетливо наблюдается тенденция опережающего роста малых форматов: дискаунтеров и магазинов у дома, — отмечает Михаил Бурмистров.
В 2016—2017 гг. «Интеторг» приобретал земельные участки под возведение гипермаркетов, где-то даже началось строительство объектов. Но в компании вовремя поняли, что в формате гипермаркетов успех их не ждёт: сроки окупаемости очень длительные, а некоторые объекты могут генерировать убытки. Так что отказ от занятия площадей в ТЦ и переход на малый формат экономически полностью оправдан и удачен. Поэтому в сложившихся экономических условиях поддержание амбициозных планов по открытию новых объектов в крупном формате для SPAR было бы серьёзной ошибкой.
Добавим, провал пола и потоп в сети SPAR далеко не первое ЧП, которое происходило в продуктовых магазинах Северной столицы. Так, в 2011 году в магазине «Окей» в Озерках обрушилась кровля. Тогда погиб один человек, 10 пострадали. В октябре этого года в гипермаркете «Лента» на Обводном канале произошел крупный пожар. Пострадавших не было. В феврале этого года компания «Лента» начала разбирать конструкции с тем, чтобы запустить вновь отстроенный магазин через год.