Путешествие «Христа во гробе»: Кому достанется скандальный шедевр Брюллова
Всё началось в 2002 году, когда русско-немецкий коллекционер Александр Певзнер приобрел в Бельгии со своей женой Ириной полотно на евангельский сюжет. Картина «Христос во гробе» обошлась ему, по тем меркам, в 100 тысяч евро. Низкая цена была обусловлена отсутствием подписи художника. Поскольку коллекционер не был уверен в авторстве картины, он в 2003 году привёз её на экспертизу в Русский музей. К тому же, экспертиза полотна в России обошлась бы ему в разы дешевле.
Неопознанный шедевр
На границе случилось непредвиденное. Полотном заинтересовались не только ценители искусства, но и сотрудники ФСБ. У Певзнера возникли проблемы на Выборгской таможне — его обвинили в незаконном перемещении культурных ценностей через границу и недостоверном декларировании. Коллекционер оформил декларацию на временный ввоз, которая не предусматривает уплаты пошлины.
Но версия следователей кардинально отличалась от показаний коллекционера. В Генпрокуратуре были уверены, что Певзнер, договорившись с сотрудниками таможенного поста «Светогорск», получил подложный экземпляр таможенной декларации и ввез в Россию шедевр.
Точка близка
В Русском музее не скрывают, тут заинтересованы в том, чтобы сохранить у себя картину Карла Брюллова. Но музей хотел бы получить полотно законным способом. К тому же, картина написана очень сложной смешанной техникой, и нуждается в особых условиях хранения. Как бы там ни было, но некоторые служители Фемиды уверены — шедевр вернется обратно к тем, кто его купил.
— Думаю, что точка близка. Потому что все серьёзные инстанции, как Конституционный суд и Верховный суд, уже высказались. Наверное, уже осталось штрихи добавить, если там что-то есть по существу возразить. Тогда, может быть, будет еще какая-то эпопея. Ну, а так процесс по сути завершен, — уверен адвокат Алексей Медведский.
На исходе спора, как ни странно, в пользу Певзнеров настаивает и дальний родственник Брюллова, оценщик Алексей Шаскольский. Правда, добавляет, что делает он это, скрепя сердце.
— Картина, конечно же, очень бы хотелось, чтобы осталась у нас. Но все-таки должна уважаться воля тех, кто её в свое время купил, заплатил по тем меркам нормальные деньги. Потому что никто не знал, что это действительно Брюллов, — считает Шаскольский.
Но пока «Христос во гробе» только продолжает дорожать материально и ждать своей участи в фондах Русского музея вдали от глаз ценителей искусства.