Без воды или без денег? Нелегкий коммунальный выбор Петербурга
Петербургские чиновники намерены инициировать внесение изменений в федеральный закон №190 «О теплоснабжении», предписывающий к 2022 году полностью перевести город на закрытую систему теплоснабжения. Альтернатива — искать более 100 млрд рублей, то есть примерно одну шестую петербургского бюджета.
Открытой системой горячего водоснабжения в настоящее время пользуются, по данным Комитета по энергетике, около 90% жителей Петербурга. Горячую воду они получают из удаленных котельных или ТЭЦ. И эта же самая горячая вода зимой циркулирует в их батареях. При закрытой системе в каждом доме оборудован индивидуальный тепловой пункт (ИТП). В нем теплоноситель (горячая вода, предназначенная для отопления) нагревает часть поступающей в дом холодной воды. То есть из крана течет одна и та же вода, просто разной температуры.
Поправки в 190-ФЗ были внесены еще в 2011 году. Сказать, что с тех пор в Петербурге ничего не делалось, нельзя. Во-первых город соблюдает еще одну норму этого закона, по которому с 2013 года все новые дома сдаются только с закрытыми системами. Кроме того, ИТП устанавливаются в домах одновременно с капитальным ремонтом внутридомовых систем. Наконец, в городе было реализовано несколько пилотных проектов. На улице Вавиловых несколько домов были успешно переведены на закрытую систему. А в Кронштадте эксперимент потерпел неудачу. Внешние трубы были переложены, а от модернизации внутридомового оборудования отказались жители.
— Согласно требованиям Жилищного кодекса, любые работы по капитальному ремонту, а именно к таким мы отнесли работы (по установке ИТП — ред.), требуют проведения общего собрания (собственников многоквартирного дома — ред.) и положительного решения не менее двух третей голосов. Неоднократно мы собирались с жителями, с инициативными группами, но, к сожалению не удалось нам убедить. Ответ: зачем? Качество устраивает, дополнительных плюсов финансовых это, по большому счету, не несет, поэтому жители категорически отказались, — рассказал замглавы Жилищного комитета Алексей Бородуля.
Переписать закон
Своими соображениями о сложившейся ситуации чиновники поделились на заседании Комиссии по городскому хозяйству Законодательного собрания. Как рассказала заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Светлана Мельникова, открытая схема горячего водоснабжения применяются примерно в 15 тыс. домов Петербурга.
— Проведенный анализ показывает, что для того, чтобы перейти на закрытую систему теплоснабжения, необходимо более 100 млрд рублей, которых на сегодняшний день нет в бюджете Санкт-Петербурга и в инвестиционных программах предприятий, — заявила она.
В ходе обсуждения прозвучали и другие оценки, приближающиеся к 200 млрд рублей (с учетом затрат ГУП «Водоканал»). Взять эти деньги в бюджете нельзя. Ссылаясь на федеральный закон о водоснабжении и водоотведения, Светлана Мельникова заявила, что мероприятия по переводу открытых систем в закрытые могут финансироваться только за счет инвестпрограмм теплоснабжающих организаций, а значит — за счет тарифов на тепло. Другими словами, за счет жителей.
— Нужно понимать, что основная цель требований закона «О теплоснабжении» на сегодняшний день — это повышение надежности и качества теплоснабжения, в том числе – горячего водоснабжения с учетом нормативных требований к качеству воды, — продолжила Светлана Мельникова.
Однако, по ее словам, горячая вода в Петербурге и так соответствует санитарным требованиям. Наконец, не нашла зампред Комитета по энергетике и успешных примеров перехода в других регионах России.
— Мы предлагаем внести изменения в 190-ФЗ. Поставить зависимость перехода на закрытую схему только в том случае, если это действительно экономически эффективно… или в тех домах, где контрольные измерения показывают плохое качество горячей воды, — заявила Светлана Мельникова.
По ее словам, это уже обсуждалось в экспертном совете при комитете Госдумы по энергетике, и Петербургу поручено выйти с такой законодательной инициативой. Что будет, если поправки в закон не удастся провести, поинтересовались депутаты.
— Санкции за нарушение не предусмотрены. Конечно, мы можем получить предписание прокуратуры, если будет обращение, что мы не исполняем закон, который мы должны будем так или иначе исполнять, если мы к этому моменту не успеем внести изменения, — ответила Светлана Мельникова.
Еще одну правовую коллизию обнаружил Алексей Бородуля.
—Внутридомовые сети мы можем ремонтировать только по программе капитального ремонта, но при этом критерий отсутствия, либо наличия закрытой системы ГВС не является основанием выполнять соответствующие работы в определенный период. Формирование региональной программы основано на физическом износе. И как следствие — мы не сможем, к сожалению, взять и поменять целый квартал, — сказал он.
Кроме того, по его словам, есть и чисто технические трудности. Во многих домах в центре города просто нет свободных мест для установки ИТП.
Внесение изменений в федеральный закон поддержал депутат Борис Вишневский. Он подсчитал, что, при стоимости программы 100 млрд рублей, квартплата петербуржцев вырастет на 2,5 тыс. рублей в месяц.
— Хочется сказать, что тем, кто это придумал в таком виде, внес в Государственную думу, а потом и принял, хорошо бы руки-ноги поотрывать… Потому что, если мы с вами спокойно согласимся с тем, что у нас граждане будут платить на несколько тысяч рублей больше в месяц, то руки-ноги нам поотрывают с вами тут, причем всем, независимо от ветви власти, как законодательной, так и исполнительной, — горячился депутат.
Против предложенного варианта выступил лишь депутат Андрей Васильев.
— Нам давно пора отказаться от той системы, которая был принята 80 лет назад... Существует много других способов, и в том числе в которых не надо перекладывать (затраты — ред.) ни в тариф ни в бюджет, — заявил он.
По словам депутата, проект можно реализовать по схеме концессии.
Снова без воды?
За рамками бурного обсуждения в ЗакСе осталось несколько моментов. Во-первых, именно закрытые системы водоснабжения позволяют отказаться от летних отключений горячей воды. Но вице-губернатор Петербурга Максим Шаскольский считает, что это преимущество не так значимо.
— Может быть, сократится количество таких отключений, но все равно, так как подогрев идет через теплообменник от теплоносителя, в случае какого-то повреждения или в случае планового ремонта, будет проблема с подогревом уже холодной воды внутри дома. То есть это незначительное совсем преимущество, которое не стоит тех средств, которые необходимо потратить на переход на открытую систему, — сказал он 78.ru.
Региональный координатор федерального проекта «Школа грамотного потребителя», эксперт Комиссии по городскому хозяйству Владислав Воронков говорит, что сейчас петербуржцы умываются фактически технической водой.
— Мы в «Школе потребителя» получаем обращения граждан по некоторым районам Санкт-Петербурга, где качество горячей воды оставляет желать лучшего. Даже в центральных районах Петербурга, — говорит он.
Подогрев холодной воды улучшит эту ситуацию. Кроме того, горячую воду можно будет кипятить в чайниках, что снизит энергозатраты. Наконец, по словам Владислава Воронкова, даже с учетом затрат по эксплуатации ИТП, квартплата снизится, так как жителям не придется платить за горячую воду (но придется оплачивать подогрев холодной).
— Из опыта других регионов — люди оплачивают меньше, — заявляет Владислав Воронков.
Наконец, положительный опыт в регионах все же существует. Казань перешла на закрытую систему водоснабжения в 2012 — 2017 годах. Для реализации программы использовались средства фонда капитального ремонта, бюджетов Республики Татарстан, муниципалитетов и местной энергокомпании. Правда ее масштаб был несравним с Петербургом: переоборудование примерно 1,6 тыс. объектов обошлось примерно в 1,6 млрд рублей. Но власти Татарстана заявляют, что эти затраты окупятся за счет повышения энергоэффективности коммунальных систем.
Комиссия ЗакСа попытается разобраться во всех этих аргументах. Проект решения решено подготовить к 28 марта.