Блокадница вела дневник, который нашли только после её смерти
В 2019 году в Петербурге умерла блокадница Клара Никитина. Будучи 11-летней школьницей, она пережила голод, холод и жуткие времена в осажденном Ленинграде, похоронила своих мать и сестру. Отец Клары погиб на войне. Все это время девочка вела дневник, который ее родные нашли только после ее смерти. Об этом рассказывает в своей статье Анна Долгарева на сайте Пятого канала.
В клетчатой тетрадке убористым почерком, экономящим даже бумагу, были расписаны будни семьи Клары. На этих страницах девочка рассказывала, как они простаивали по 12 часов в очереди и ничего не получали в конце. Многие умирали прямо там, но не падали — люди настолько плотно стояли друг к другу, что тела попросту зажимало между ними. Затем их складывали на улице возле магазина, чтобы бригада вывезла их к братской могиле.
Однажды сосед девочки позвал её на Смоленское кладбище за «малиной». В то время в Ленинград пришла лютая зима и люди начали умирать еще быстрее, чем прежде. В жуткий мороз, проваливаясь по пояс в снегу, дети пробирались к кустам малины, чтобы наломать веток. Окоченевшая Клара вернулась домой и они заварили ветки в кипятке и пили «малиновый чай», показавшийся им невероятно вкусным. А затем жевали сами ветки, которые тоже казались отличным блюдом.
Рассказывала блокадница и о жутких случаях в очередях. Однажды в магазине раздавали суп, хватило, конечно же, не всем. Одна женщина вышла на улицу с бидоном, полным супа, который походил на муку, разбавленную водой, поскользнулась и упала. Бидон выпал и весь суп вылился на снег. Женщина закричала не своим голосом и бросилась грызть снег, куда только что пролился суп.
Еще в один из дней Клара долго простояла в очереди за хлебом. Получила на себя и маму, а когда вышла из булочной, какой-то парень выхватил у нее весь хлеб и убежал. Девочка кричала нечеловеческим голосом до самого дома. В итоге им пришлось поделить порцию сестры на троих.
Бабушке Клары пришлось влезть в огромные долги, чтобы похоронить мать Клары — та умерла в начале февраля 1924 года. Могильщики запросили 1,6 кг хлеба, 10 пачек папирос и 1000 рублей за свою работу. Сестра Клары умерла через месяц — на заводе, куда она ушла работать, делали прививки от дизентерии, но вакцина дала обратный эффект — девушка заболела и в условиях голода умерла. Поговаривали и о том, что такие «прививки» были вредительством, чтобы убить побольше людей, работавших на заводе.
Клара Никитина после войны была эвакуирована, затем вернулась в Ленинград, вышла замуж, вырастила детей и внуков и застала даже правнуков. Хотела опубликовать свои воспоминания, но не успела — умерла в год 75-летия со дня снятия блокады, унесшей так много дорогих ей людей.