Музейные мемы: от уточки до «сына маминой подруги»
Эрмитаж принял вызов британского The MERL – Музея английской сельской жизни, и опубликовал на своей странице в Инстаграме несколько ярких фотографий с петухами. Правда, не живыми: все предъявленные главным музеем Петербурга птицы являются произведениями искусства, которые можно увидеть собственно в Эрмитаже.
Флешмоб, к которому уже присоединились несколько музеев Северной столицы, стартовал на странице The MERL с чёрно-белой фотографии маленькой уточки. Уточка должна была взять на слабо главный музей Великобритании и вдохновить его выложить своих «уточек» в ответ. И это у неё получилось.
После этого «утиный флешмоб» покатился по миру, немного видоизменяясь на ходу. Так и докатился он до нас, преобразившись в «петушиный». И это далеко не самый громкий и яркий интернет-флешмоб в насыщенной жизни наших музеев.
В августе прошлого года по всему миру прокатилась акция #MusMeme, в рамках которой музеи публиковали в своих аккаунтах мемы с произведениями искусства – как правило, из собственных запасников. Впрочем, посты с хэштегом #MusMeme с удовольствием выкладывали и библиотеки, и художественные школы – словом, все, кто имеет отношение к культуре.
Первым в Петербурге пост с подписью #MusMeme выложил Центральный выставочный зал «Манеж». Позже присоединились и простые любители искусства и мемов из сети. Но самыми удачными всё-таки были признаны мемы Пушкинского музея (Москва). Сложные поиски Пушкина на его территории, статуя Давида как олицетворение «сына маминой подруги» и сочный драконий «Кусь» оказались, действительно, хороши.
Дозволенное селфи сквозь века
Уже несколько лет во всём мире 16 января проводится День музейного селфи. В этот день пользователи наводняют Инстаграм и Твиттер кадрами собственного культурного отдыха в выставочных залах, подписывая их хэштегом #MuseumSelfie. В России эта традиция дополняется его русскоязычной версией – #МузейноеСелфи.
В этот день, помимо стандартных «себяшек» на фоне произведений искусства, предметов старины и других экспонатов, люди любят делать псевдоселфи музейных персонажей. И вот уже вся ваша лента забита античными красотками, снимающими себя на «Айфоны», полководцами, позирующими перед камерой смартфона, и так далее, по нарастающей – в зависимости от фантазии автора.
Кто-то позирует рядом с портретами-«двойниками», кто-то делает коллажи, попадаются и настоящие произведения искусства – наряду с селфи на фоне лосиных рогов. Музеи это движение только поддерживают (в большинстве своём). Если, конечно, любители красивых кадров не переходят границы дозволенного.
Множественные видения Сальвадора Дали в Петербурге
Случаются в Петербурге и локальные «музейные флешмобы», весьма достойные внимания ввиду своей яркости. Среди них можно вспомнить акции Музея Фаберже, организованные в честь выставок Фриды Кало и Сальвадора Дали.
В феврале 2016 года в Музее Фаберже открылась выставка, посвящённая художнице Фриде Кало – 35 работ самой Фриды, включая живопись, рисунки и литографию, были дополнены кадрами из её жизни и национальными мексиканскими костюмами.
Весной организаторы выставки решили всколыхнуть интерес к экспозиции – и объявили флешмоб. Правила оказались просты: каждый, кто отважится явиться в музей в образе самой Кало, мог пройти бесплатно.
Именно поэтому, считает искусствовед, у музеев есть сверхзадача:
– Как можно прекраснее рассказывать об искусстве и всегда фиксировать внимание на том, что в нашей жизни (и не только в искусстве) очень много всего неповторимого, уникального и удивительного.
Как отметила Екатерина Андреева, мы приходим в музей, чтобы удивляться и восхищаться – чем-то таким, что способно выдернуть нас из обыденности и показать всю красоту окружающего мира.
– А вот потом уже можно фотографироваться, – отмечает наш эксперт.
Сотрудница Русского музея уверена: для того, чтобы понимать искусство, не нужно специальное образование.
– Потребность в искусстве – это потребность не очень многих людей. Тем не менее, эта потребность не зависит ни от образовательного уровня, с моей точки зрения, ни от возраста. Она может проснуться в самом обычном сердце, не натренированном. Поэтому в данном смысле хорошо, что информация распространяется – это, по-моему, благо.