Культура
15:1818 января 2019

«Я была потрясена: люди стояли спиной к Джоконде, делая селфи». Зачем музеям флешмобы?

На днях петербургские музеи вежливо обменялись петухами. Фотографии произведений искусства с птицей они опубликовали в Инстаграме – в рамках «птичьего» флешмоба. Вспомним самые яркие музейные флешмобы в Петербурге и узнаем у искусствоведа: зачем?

Фото: globallookpress.com/ Bernard Jaubert

Музейные мемы: от уточки до «сына маминой подруги»

Эрмитаж принял вызов британского The MERL – Музея английской сельской жизни, и опубликовал на своей странице в Инстаграме несколько ярких фотографий с петухами. Правда, не живыми: все предъявленные главным музеем Петербурга птицы являются произведениями искусства, которые можно увидеть собственно в Эрмитаже.

Флешмоб, к которому уже присоединились несколько музеев Северной столицы, стартовал на странице The MERL с чёрно-белой фотографии маленькой уточки. Уточка должна была взять на слабо главный музей Великобритании и вдохновить его выложить своих «уточек» в ответ. И это у неё получилось.

Фото: twitter.com/TheMERL

После этого «утиный флешмоб» покатился по миру, немного видоизменяясь на ходу. Так и докатился он до нас, преобразившись в «петушиный». И это далеко не самый громкий и яркий интернет-флешмоб в насыщенной жизни наших музеев.

В августе прошлого года по всему миру прокатилась акция #MusMeme, в рамках которой музеи публиковали в своих аккаунтах мемы с произведениями искусства – как правило, из собственных запасников. Впрочем, посты с хэштегом #MusMeme с удовольствием выкладывали и библиотеки, и художественные школы – словом, все, кто имеет отношение к культуре.

Первым в Петербурге пост с подписью #MusMeme выложил Центральный выставочный зал «Манеж». Позже присоединились и простые любители искусства и мемов из сети. Но самыми удачными всё-таки были признаны мемы Пушкинского музея (Москва). Сложные поиски Пушкина на его территории, статуя Давида как олицетворение «сына маминой подруги» и сочный драконий «Кусь» оказались, действительно, хороши.

Дозволенное селфи сквозь века

Уже несколько лет во всём мире 16 января проводится День музейного селфи. В этот день пользователи наводняют Инстаграм и Твиттер кадрами собственного культурного отдыха в выставочных залах, подписывая их хэштегом #MuseumSelfie. В России эта традиция дополняется его русскоязычной версией – #МузейноеСелфи.

Фото: instagram.com nationalmuseuminwroclaw
Фото: instagram.com/nationalmuseuminwroclaw

В этот день, помимо стандартных «себяшек» на фоне произведений искусства, предметов старины и других экспонатов, люди любят делать псевдоселфи музейных персонажей. И вот уже вся ваша лента забита античными красотками, снимающими себя на «Айфоны», полководцами, позирующими перед камерой смартфона, и так далее, по нарастающей – в зависимости от фантазии автора.

Фото: instagram.com margosha_se
Фото: instagram.com/margosha_se

Кто-то позирует рядом с портретами-«двойниками», кто-то делает коллажи, попадаются и настоящие произведения искусства – наряду с селфи на фоне лосиных рогов. Музеи это движение только поддерживают (в большинстве своём). Если, конечно, любители красивых кадров не переходят границы дозволенного.

Множественные видения Сальвадора Дали в Петербурге

Случаются в Петербурге и локальные «музейные флешмобы», весьма достойные внимания ввиду своей яркости. Среди них можно вспомнить акции Музея Фаберже, организованные в честь выставок Фриды Кало и Сальвадора Дали.

В феврале 2016 года в Музее Фаберже открылась выставка, посвящённая художнице Фриде Кало – 35 работ самой Фриды, включая живопись, рисунки и литографию, были дополнены кадрами из её жизни и национальными мексиканскими костюмами.

Весной организаторы выставки решили всколыхнуть интерес к экспозиции – и объявили флешмоб. Правила оказались просты: каждый, кто отважится явиться в музей в образе самой Кало, мог пройти бесплатно.

Именно поэтому, считает искусствовед, у музеев есть сверхзадача:

– Как можно прекраснее рассказывать об искусстве и всегда фиксировать внимание на том, что в нашей жизни (и не только в искусстве) очень много всего неповторимого, уникального и удивительного.

Как отметила Екатерина Андреева, мы приходим в музей, чтобы удивляться и восхищаться – чем-то таким, что способно выдернуть нас из обыденности и показать всю красоту окружающего мира.

– А вот потом уже можно фотографироваться, – отмечает наш эксперт.

Сотрудница Русского музея уверена: для того, чтобы понимать искусство, не нужно специальное образование.

– Потребность в искусстве – это потребность не очень многих людей. Тем не менее, эта потребность не зависит ни от образовательного уровня, с моей точки зрения, ни от возраста. Она может проснуться в самом обычном сердце, не натренированном. Поэтому в данном смысле хорошо, что информация распространяется – это, по-моему, благо.
Культура СкульптурыМузеиЭрмитажРазвлечения
Елена Кобзева
Другое по теме