Петербуржцам рассказали о жизни Ленинграда 16 января 1944 года
В Петербурге 16 января 2019 года прошёл показ документального фильма «Ленинградка» о поэтессе Ольге Берггольц. Мероприятие, посвящённое 75-й годовщине снятия блокады Ленинграда, прошло в музее Анны Ахматовой. До памятной даты осталось всего 11 дней. Телеканал «78» продолжает свой цикл материалов о событиях 1944 года.
16 января 1944 года. В этот день бои проходили в нескольких километрах от Ленинграда. Войска взяли под контроль посёлок Александровская, готовясь выбить врага из Пушкина, Гатчины и Красного села. Линия осады обернулась стеной освободительного огня.
При этом сам Ленинград пытается вернуться к довоенной жизни: обсуждают форсированные методы размножения картофеля, ремонтируют сельскохозяйственную технику. Всё это для того, чтобы накормить тех, кто пережил блокаду. В этот же день объявили, что по январским карточкам можно получить невиданные лакомства — варенье и джем. Но люди встали в очереди не только за продуктами. С 05:00 люди ждут билетов в театр. 16 января в Михайловском театре (Ленинградском академическом малом оперном театре) дают «Женитьбу Белугина» по пьесе русских драматургов Александра Островского и Николая Соловьёва.
Здание малого оперного театра во время блокады Ленинграда почти не пострадало. Были разбиты только фонари и окна. Афиши прислоняли к стене и меняли часто. Театр работал без выходных. Спектакли давали по два раза в день — утром и вечером.
На сцену ленинградские артисты, которые не смогли эвакуироваться, вернулись через считанные месяцы после начала блокады. В самую голодную и лютую зиму 1942 года. 11 января людей в зале было гораздо меньше, чем на сцене.
— Удавалось поддержать людей, которые приходили в театр, они были счастливы от того, что на сцене светло. Это тоже придавало сил, — рассказал народная артистка России Тамара Абросимова.
На афишах часто появлялись траурные рамки. Не всем артистам было суждено дожить до ленинградской победы. А еще объявления «отвезу покойника» или «продам гроб». Но очень быстро залы стали заполняться. Зритель вернулся.
— Надо быть там, надо посмотреть. Бомбежка — а я пойду в театр. И я ходил с тетушкой, — вспомнил режиссёр, житель блокадного Ленинграда Рудольф Фурманов.
Спектакли прерывались бомбежками. А долгожданная премьера 1942 года — «Раскинулось море широкое» — едва не сорвалась из-за внезапного обстрела. Но зрители, прижимаясь к стенам, добежали до театра. Артистам во время поклона дарили непонятно откуда взявшиеся цветы, а также деликатесы, например, капусту с картошкой.
О правилах театрального этикета во время блокады пришлось позабыть. Зимой в залах была минусовая температура. Зрители сидели в верхней одежде. Но артистов холод не останавливал — они были в костюмах.
Самым суровым испытанием для актёров были шефские спектакли. Галина Семенченко в блокаду дала 4 тысячи выступлений. Её прозвали королевой военных концертов. Артистка дожила до 102 лет, не теряя элегантности.
А вот артистку малого оперного Веру Шестакову называли «блокадным соловьём». Несмотря на подорванное здоровье, она тоже дожила до преклонных лет.
Её спасли именно шефские концерты. На передний край примадонна добиралась, забыв о нарядах и прическах, ползком и в маскировочном комбинезоне. Но благодаря поклонникам в погонах Шестакова и почти вся её семья смогли пережить блокаду.