В Ленобласти придумали, как делать существующие дороги платными

12 дек, 17:12
Александр Лобановский
Сотни дорог через бескрайние поля вокруг Петербурга в любой момент могут стать платными. Это может быть и дорога ведущая к вашему дому или на дачу. Новый бизнес-приём опробовали во Всеволожском районе Ленобласти.
Фото: unsplash.com

Сотни дачников во Всеволожском районе Ленобласти оказались перед выбором: платить 50 рублей за проезд к своему дому или пользоваться нелегальной дорогой, которую в любой момент могут ликвидировать. Речь идёт не только об обычных дачниках, приезжающих возделывать свой огород по выходным, но и о людях, прописанных и постоянно проживающих на территории садоводств.

Жертвы борьбы с мусором

Дачные участки к югу от Мурманского шоссе, не доезжая Колтушей, выдали людям в 1992 году. В те смутные времена никто не подумал, что к садоводствам не проведено нормальной дороги. Люди пользовались колхозной и скотопрогоном под Мурманским шоссе. Садоводы как могли привели её в порядок своими силами, хотя всё это время она оставалась в собственности совхоза «Всеволожский».

Фото: pxhere.com

Как это часто бывает с небольшими дорогами в стороне от оживлённых трасс, вскоре её облюбовали недобросовестные водители мусоровозов, устроившие из её обочин несанкционированную свалку. Руководство совхоза решило принять меры. Дорогу сдали в аренду компании «Инфрастрой», занимающейся операциями с недвижимостью. Недолго думая, коммерсанты установили на ней шлагбаум и стали брать с грузовиков деньги за проезд. Это произошло несколько месяцев назад, рассказывает председатель СНТ «Строитель» Ольга Аксёнова. А буквально на днях арендаторы открыли для себя ещё один способ заработка и стали взимать плату со всех, включая легковые машины дачников. Разовый проезд стоит 50 рублей, месячный абонемент — 300, годовой — 2880. Садоводы пришли на встречу с руководством совхоза.

— Мы говорим: «Платить за что, чтобы дорогу отремонтировали?». «Нет, только за пропускной режим». Единственное, что я отбила — это мусоровозы. Я сказала: «Ребята, вы что, хотите, чтобы мы тут мусором заросли?». Вроде как пошли на то, чтобы мусоровозы пропускать бесплатно, — пересказывает состоявшийся разговор Ольга Аксёнова.

В её садоводстве 254 участка. Порядка 160 человек проживают там постоянно. В соседнем ДНП «Рыжики» 600 участков и примерно 350 из них имеют статус постоянного проживания.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

У этих людей есть ещё один выход — дорога, выводящая на Мурманское шоссе. Но она проложена (опять же, силами самих садоводов) в полосе отвода федеральной трассы, то есть фактически незаконно. Ликвидировать её могут в любой момент. Кроме того, на ней тоже установлен шлагбаум руководством ДНП «Рыжики». И вокруг него периодически возникают конфликты между дачниками. Доходило до исков в суд о причинении препятствий проезда к жилому дому.

Эволюция бизнес-идей

Похожая схема получила распространение в Ленобласти несколько лет назад. Но она имела некоторые отличия.

— Скупает землю какой-то застройщик, нарезает участки, их отдельно продаёт, а земля общего пользования остается на нём. И потом он точно так же закрывает дороги и требует с людей въезд, — рассказывает председатель Профсоюза садоводов России Александр Ханенко.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Но делать платной уже существующую дорогу в Петербурге и Ленобласти вроде бы ещё не додумывались. Хотя, по словам директора компании «Интекон» Игоря Лучкова, в других регионах прецеденты были.

— Эти участки скорее всего не распланированы, — объясняет он. — Общественные зоны не отделены от частных. Дорожная сеть не должна быть в частной собственности, а должна быть в общественном пользовании. Когда общественная зона не выделена, тогда такие казусы возникают — кто-то купил себе дорожку, построил шлагбаум и стрижёт деньги.

Это может коснуться тысяч жителей Петербурга и Ленобласти. Колхозные поля опоясывают город со всех сторон. Многие из них по много раз перепроданы и ждут своего часа, чтобы их перевели в категорию жилищной застройки.

— Воинские части выкупают, бывшие совхозы — это тысячи гектаров земли, где нет нормальной планировки, — указывает Игорь Лучков.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Известна и другая проблема. Нередко застройщики возводят и сдают жилые комплексы и только потом местные власти тянут к ним полноценные дороги. Всё это время новосёлы пользуются разбитыми времянками, проложенными через те же самые колхозные поля…

Как по закону?

Юридически подкованные читатели уже наверняка задались вопросом: как может существовать платная дорога, если нет ещё одной бесплатной? Действительно, по закону об автомобильных дорогах в РФ (257-ФЗ) альтернатива платной дороге обязательно должна быть. Но этот же закон перечисляет виды дорог, которые могут быть платными. Дорог необщего пользования в этом перечне нет. Между тем, путь в садоводства Всеволожского района имеет именно такой статус. Получается правовой пробел, который арендаторы совхоза «Всеволожский» истолковали в свою пользу.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Юрист Юлия Самсонова считает, что в данном случае проблему должны решать местные власти.

— Здесь сталкивается интерес определённого количества граждан, обнаруживших препятствия к доступу на свои участки, и интерес собственника участка, который свою собственность вправе защищать от посягательств третьих лиц. В этом случае, полагаю, в ситуацию следовало бы вмешаться органам местного самоуправления, без участия которых такой посёлок бы, вероятнее всего, не появился — я имею ввиду, как вариант решения проблемы, установление публичного сервитута, — говорит она.

Но Ольга Аксёнова уже несколько лет обивает пороги чиновников именно с таким предложением и пока что её отправляют из одного кабинета в другой. В то время как кто-то продолжает зарабатывать деньги с помощью обычного шлагбаума.

Другое по теме