Развитие Арктики: в Петербурге проходит форум «Арктика: настоящее и будущее»
В Петербурге начал работу международный форум «Арктика: настоящее и будущее». В нём участвуют делегаты из сорока регионов России и двух десятков стран мира. Главная тема первого дня форума — обсуждение проекта закона о развитии заполярной зоны России в обновлённой редакции, его как раз готовят для внесения в Госдуму. Учёные также расскажут о результатах исследований северный территорий, передаёт корреспондент 78.ru.
Здесь не просто холодно, а очень холодно — на термометрах минус семьдесят. Но для Арктики это обычная температура и российская военная техника в таких условиях работает без всяких проблем. Сутки в ледяном ангаре для знаменитого комплекса С-400 — не предел: промёрз каждый винтик, но машина в строю — даже после глубокой заморозки заводится с пол-оборота. Пара минут на прогрев и пусковая установка к бою готова. Все системы работают штатно, только окна в кабине запотели. Но её хоть сейчас отправляй на боевое дежурство.
Арктика — край суровый, без надёжной техники здесь не обойтись. Вот и построили на этом предприятии уникальный испытательный комплекс: он и дождь имитирует, и жару как в пустыне, ну и арктический холод, разумеется.
— Наши интересы в Арктике с точки зрения воздушного пространства абсолютно прикрыты. Но важнее другая задача — та, которую поставил президент. Это трансфер военных технологий в гражданское производство, — говорит заместитель генерального директора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Подвязников.
Пока в огромном холодильнике тестируют систему ПВО, в соседнем цехе доводят до ума портативный компьютер. Это хоть и гражданский вариант, но надёжен как автомат Калашникова — тоже работает при запредельно низких температурах.
— Он разработан на отечественной базе «Эльбрус», является четырёхядерным, а самое главное — работает при минусовых температурах. До минус 40-50 этот компьютер работает свободно. Таких компьютеров в России ещё не было, — объясняет исполнительный директор всероссийского НИИ радиоаппаратуры Максим Назаров.
Бескрайние ледяные просторы теперь как на ладони. Армия и здесь помогает осваивать русскую Арктику. Система навигации работает как часы. Ядерные.
— Цезиевая труба. Цезий находится в газообразном состоянии, слегка радиоактивный. Высокими вольтами срываем электрон с орбиты и подхватываем энергию и управляем соответственно часами, — рассказывает технический директор Российского института радионавигации времени Олег Осипов.
А если говорить проще, то сверхточное время необходимо для работы системы ГЛОНАСС. И счёт идёт здесь даже не на секунды — на миллионные их доли. Ведь любая погрешность — это десятки метров от цели. Но полярники, нефтяники и моряки могут быть спокойны: нефтяной шельф не пропустят, и в полярной ночи не заплутают. Эти технологии тоже прошли военную приёмку.
Прежде чем навигационное оборудование отправят на орбиту, его почти два месяца будут тестировать в камере, которая имитирует космическое пространство. Внутри — полный вакуум, низкие температуры. В общем, всё, как в открытом космосе.
Освоение Арктики сравнивают чуть ли не с покорением космоса. И за последние годы в этом направлении Россия продвинулась далеко вперёд. О новых амбициозных проектах говорят учёные, политики, исследовали — на восьмом международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».
Ранее сообщалось, что в октябре в Петербурге открылся первый в мире Центр морских арктических компетенций.