Метро своими силами: зачем Петербург покупает «Метрострой»?
Приобретение контрольного пакета акций ОАО «Метрострой» анонсировал во вторник на совещании, посвященном развитию метрополитена, действующий глава Петербурга Александр Беглов.
— Город должен иметь контрольный пакет акций ОАО «Метрострой», чтобы управлять ситуацией и нести консолидированную ответственность, — сказал он.
Действующий глава города подчеркнул, что владение контрольным пакетом позволит стабильно развивать подземку, строить новые станции.
Чуть позже вице-губернатор Игорь Албин раскрыл некоторые подробности сделки. По его словам, она завершится к апрелю-маю 2019 года. Доля города в итоге составит 51 — 53%. Но уже сейчас чиновники намерены плотно заняться делами компании.
Подземный монополист
История «Метростроя» началась в 1941 году, когда в Ленинграде появилась специальная организация для строительства метрополитена. Все эти годы вплоть до нынешнего момента она оставалось фактическим монополистом. Никто другой строить метро не мог. Позже сторонние компании выходили на конкурсы по петербургскому метрополитену, но реальной конкуренции «Метрострою» не составляли.
Также «Метрострой» освоил «наземное» строительство. Компания участвовала в строительстве Дамбы, ЛАЭС-2, стадиона «Санкт-Петербург» и других объектов.
В ходе приватизации 1993 года контроль над предприятием поделили его генеральный директор Вадим Александров и федеральные власти. Структура собственников несколько раз менялась и на данный момент, согласно отчетности предприятия, Вадим Александров сохранил 13,62%, его сын и нынешний гендиректор Николай Александров имеет 24,81%, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга - 21%, ГУП «Петербургский метрополитен» — 25%. Остальные акции принадлежат миноритариям. Поскольку метрополитен является городским предприятием, Смольный контролирует в общей сложности 46%.
Городские власти заявляли о необходимости получения контроля над ОАО «Метрострой», как минимум, с 2008 года. Но все это время договориться с держателями остальных акций не удавалось.
Между тем, у города копились претензии к своему единственном подрядчику. «Метрострой» не раз срывал сроки сдачи объектов. Работники субподрядных организаций устраивали забастовки из-за задержек зарплаты. При этом большинство субподрядчиков в той или иной мере являются дочерними структурами «Метростроя». Некоторые из них становились фигурантами уголовных дел о финансовых махинациях.
«Метрострой» в ответ сетовал на задержки финансирования со стороны города и проблемы с приемкой работ. Скандальной оказалась ситуация, когда в 2014 году город снизил на 10 млрд рублей утвержденную Главгосэкспертизой стоимость строительства продолжения Фрунзенского радиуса. «Метрострой», несмотря на это, вышел на конкурс и выиграл его. Но денег пришлось все-таки добавлять, а сроки строительства оказались сорваны.
Чиновники не раз публично сетовали на отсутствие конкуренции при строительстве петербургского метрополитена. Высказывались предложения пригласить компании из Москвы. Начальник аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский считает, что это была форма давления на руководство «Метростроя».
— Их теперь ставят в такие условия, что, либо вы соглашаетесь с тем, что вы продаете контроль и остаетесь миноритарными акционерами, либо вы не соглашаетесь, и мы тогда устраиваем конкурс среди подрядчиков по строительству метро. И уже есть желающие из Москвы, которые готовы взяться за эти стройки. В этом случае «Метрострой» потеряет свои доходы и рыночная оценка этого актива станет меньше, — объясняет эксперт.
Цена вопроса
По мнению Дмитрия Кумановского, 6% акций «Метростроя» могут стоить около 1,5 млрд рублей. Это небольшая сумма, еще несколько лет назад звучали оценки в размере 5 млрд рублей. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева считает, что можно вообще обойтись без «живых» денег.
— Увеличение доли может быть сделано без каких-то дополнительных ассигнований, а в виде имущественного взноса, — говорит она. — В государственном заказе на 2019 год на строительство метро (около 20 млрд рублей) можно просто выделить ту часть, которая пойдет на приобретение оборудования, закупку каких-то основных средств и эту часть сделать имущественным взносом города в капитал предприятия.
Купив больше акций, город сможет получать с них дивиденды, однако они невелики. В последние годы «Метрострой» направлял на них 16 — 20 млн рублей в год. Чистая прибыль предприятия в 2017 году составила 437 млн рублей. Однако задача городского предприятия – не столько зарабатывать деньги, сколько эффективно осваивать средства Петербурга, являющегося основным заказчиком «Метростроя», отмечают эксперты.
Все под контролем
Нынешнее решение не революция, а эволюция системы подземного строительства в Петербурге.
— Город сможет обеспечивать такой контроль над предприятием, который необходим. Смотреть калькуляцию расходов, все перечисления, все взаимодействия с контрагентами, всю систему «дочек», — перечисляет Оксана Дмитриева.
—Тратить миллиарды рублей, не имея возможности контролировать качество и сроки выполнения работ город больше не может. Он хочет получить контроль, чтобы на операционном уровне, то есть на уровне управления предприятием иметь доступ ко всем документам и точно понимать, какова себестоимость строительства с тем, чтобы влиять на ее формирование, — соглашается Дмитрий Кумановский.
Наконец, имея большинство в совете директоров ОАО, город сможет назначать генерального директора предприятия.