ТОП-5 чёрных пятен в петербургской карьере вице-губернатора Мокрецова
1. Вогнал город в долги
В среду Михаил Мокрецов рассказал телеканалу «78» о том, что покинет правительство города до 10 декабря. По словам чиновника, он должен был уйти ещё раньше, но ему придётся завершить работу над бюджетом на 2019-й год. Мокрецов стал первым членом правительства Полтавченко, который покидает Смольный после назначения Александра Беглова главой Петербурга. Слухи об отставке возникли ещё несколько недель назад. Серьёзные претензии к чиновнику возникли как у нового градоначальника, так и у предпринимателей.
Мокрецов вошёл в состав правительства в апреле 2013 года, возглавив финансовый и имущественный блоки. Бюджет того года, готовившийся без его участия, был исполнен с профицитом в 15 млрд рублей, и брать деньги в долг городу не было никакого смысла. Но вскоре финансовое благополучие Северной столицы неожиданно оказалось под вопросом.
Уже бюджет 2014 года был и свёрстан, и исполнен с дефицитом, то есть расходы в нём превысили доходы. Впрочем, тогда нехватку средств удалось компенсировать за счёт денег, оставшихся на счетах в предыдущем году. А при исполнении бюджета 2016 года расходы оказались больше доходов уже на 20 млрд рублей. Подведомственный Мокрецову комитет финансов начал резко наращивать долги.
Впрочем, ещё на 1 января 2017-го года долг города составлял 13 млрд, в том числе 6 млрд рублей по облигациям. Тогда на обслуживание задолженности тратилось всего полмиллиарда, что в целом ещё не вызывало беспокойства. Но по ходу 2017 года Смольный решил разместить облигации ещё на 40 млрд рублей.
Дальше больше. Уже третий год Северная столица живёт не по средствам, комитет финансов в этом году собирался разместить облигации уже на 40-43 млрд рублей. Как выяснил новый глава Петербурга Александр Беглов на своём первом заседании правительства, на данный момент долг города достиг 33 млрд, а если город осуществит все запланированные заимствования, то в следующем году он может добраться до серьёзной отметки в 135 млрд рублей. Ещё больше пугает тенденция — рост долга в геометрической прогрессии.
Новый градоначальник сразу дал понять, что такая картина его в корне не устраивает. Разумеется, основные вопросы возникли именно к Мокрецову, но он «оперативно» заболел и пропустил ключевые заседания правительства и Заксобрания. Те самые, где обсуждался готовившийся под его непосредственным контролем главный финансовый документ.
2. Придумал самый безумный закон эпохи Полтавченко
После переезда в Петербург Беглов сразу же заявил о том, что будет искать дополнительные источники поступлений в бюджет. Одна из основных статей городских доходов — налоги, которые платит бизнес. На этом фронте работа Мокрецова также обернулась катастрофой, которая, разумеется, отразилась и на плачевном состоянии городской казны. В конце 2017 года предприниматели даже были вынуждены собраться на массовый митинг протеста, как шахтёры 90-х, и собирать подписи под жалобой президенту России.
Последней каплей стало предложение комитета имущественных отношений отодвинуть нестационарные торговые объекты (НТО) или попросту ларьки и киоски на 100 метров от станций метрополитена. Более половины из них оказались под угрозой сноса. Решение принималось под предлогом усиления антитеррористической безопасности, но это обоснование не выдерживало ни малейшей критики. Особенно на фоне обещания сделать исключение для торговцев газетами и билетами. Предприниматели отмечали, что для многих торговых точек проходное место — единственный шанс на выживание в борьбе с вездесущими торговыми центрами и сетевыми магазинами. 100 метров в сторону от метро — прямой путь к банкротству.
3. «Закошмарил» бизнес
Впрочем, уверенность в завтрашнем дне у малого и среднего бизнеса пропала ещё несколько лет назад. Предприниматели жалуются, что город под любыми предлогами исключает их из схем размещения НТО и затягивает процессы переоформления договоров аренды. Несколько раз после очередных инициатив ведомства Мокрецова за предпринимателей заступались то депутаты Госдумы, то прокуратура. Но и им не удалось остановить зачистку Сенной площади, на которой в 2016 году прошла «ночь длинных ковшей». Многочисленные торговые точки опять не угодили. Такая политика напрямую влияет на готовность предпринимателей инвестировать средства в развитие бизнеса и в конечном итоге отражается на собираемости налогов.
Сами малые предприниматели часто указывают, что действия чиновника противоречат интересам города и выгодны лишь сетевым магазинам. А те зачастую управляются из офшоров и выводят средства за границу. Сети уже контролируют в городе более 90% ритейла.
Впрочем, парадоксальным образом при Мокрецове буйным цветом расцвела нелегальная торговля. Пока чиновники под любыми предлогами ставят палки в колёса предпринимателям, готовым работать по белым схемам и переводить часть доходов в казну, в городе существуют целые стихийные рынки. К примеру, один из них находится у станции метро «Проспект Ветеранов». Местные «бизнесмены» работают без чеков и трудовых книжек, но почему-то годами Смольный фактически игнорировал данную проблему.
4. Разбазаривает имущество
Помимо финансов Мокрецов отвечает в правительстве за управление городским имуществом и даже лично возглавляет одноимённый комитет. При этом за пять лет он так и не выяснил толком, чем же на самом деле владеет город. В частности, КИО ведёт работу по инвентаризации имущества в жилых домах. Но многие помещения до сих пор не имеют определённого статуса и используются незаконно.
Большой резонанс получил проект по сдаче «в аренду за рубль» разрушающихся петербургских памятников. На бумаге всё звучит красиво: предприниматель арендует здание за копейки, но реставрирует его за свой счёт. Но на практике реализация здравой идеи содержит запредельное количество подводных камней. Во время обсуждения соответствующего документа на них тщетно пытались указать депутаты Заксобрания. Во-первых, пугает срок аренды — полвека, во-вторых, проблемы с контролем за действиями частных владельцев могут обернуться массовым разрушением старинных зданий — главного сокровища Петербурга.
Депутаты предлагали более прозрачную схему, по которой предпринимателям из бюджета компенсировали бы уже проведённые реставрационные работы. Это стимулировало бы инвестора строго соблюдать установленные правила и бережно обращаться с арендованным объектом. Но чиновники данный аргумент демонстративно проигнорировали.
5. Заподозрен в коррупции
Долгое время Михаил Мокрецов был ближайшим соратником и помощником экс-министра обороны Анатолия Сердюкова: сперва в Федеральной налоговой службе, а затем в оборонном ведомстве. Минобороны он покинул за считанные месяцы до грандиозного коррупционного скандала.
Впрочем, и в Петербурге у депутатов возникли вопросы к чиновнику в том числе по этой части. На фоне резкого роста долговой нагрузки в бюджет города на 2018 год неожиданно включили миллиард рублей на строительство банного комплекса со СПА в Сестрорецке. Идею раскритиковали в Заксобрании: чиновники толком не представили даже проект будущих работ, под угрозой уничтожения оказались местные исторические дачи. К тому же депутаты заподозрили, что фактически речь идёт о коммерческом проекте, который пытались реализовать под видом государственного.
Также возникли вопросы по поводу возможного конфликта интересов. Миллиард из бюджета хотели отдать АО «Авенариум+». По словам одного из парламентариев, жену Мокрецова и семью главы компании Ирины Кадочниковой связывает давняя дружба.
Городской парламент выступил с единодушным протестом. Обращение к Полтавченко поддержали все шесть фракций. В итоге бюджет стройки уменьшили вдвое, а большая часть средств так и не была освоена. Но, как говорится, осадочек остался.
— Если у кого-то есть грешки, лучше завтра собрать вещи, — сказал в октябре Александр Беглов, знакомясь с новыми подчинёнными.
Кажется, за кое-кем их оказалось слишком много.