Михаил Швыдкой, искусствовед, культурный и государственный деятель и специальный представитель президента России, в очередной раз принял участие в Международном культурном форуме, который проходит в Петербурге. После дискуссии, посвященной российско-китайскому диалогу культур, он дал интервью 78.ru.
Пока нам нет равных только в балете
Михаил Швыдкой в обсуждении отметил, что китайский культурный рынок сегодня нуждается в новом контенте. Такая ситуация сложилась из-за активно появляющихся там последние 20-25 лет театрально-концертных зданий. Крупные многофункциональные площадки есть почти в каждом уездном городе. И такое развитие опережает собственные возможности Китая. Но России придется постараться, чтобы пробиться туда и занять свою нишу. Осталось не так много областей, в которых у наших представителей искусства не было бы серьезных конкурентов. И этот список с каждым годом становится все меньше.
— У нас есть определенные качественные преимущества: мы сильны в филармонической культуре, но и здесь у нас большая конкуренция. Мы сильны в оперном и балетном искусстве. И если в области балета конкурента россиянам в общем нет, хотя есть американские группы, которые успешно работают в Китае. Но в области оперного искусства активно работают итальянцы, французы, об этом нельзя забывать. Мне кажется, имело бы смысл выйти на китайский рынок с цирковым искусством, которое там ценят и любят. Еще у нас хорошее фольклорное искусство. Разумеется, им интересен и русский драматический театр. При этом новую российскую эстраду сейчас в Китае знают хуже, но есть возможности развития отношений и в этой области, — считает Михаил Швыдкой
При этом он отметил, что самым непростым сегментом для России будет кинематограф. Из-за специфики китайской публики мы пока вряд ли сможем удовлетворить их потребности в зрелищности. Китай, в свою очередь, тоже может быть востребован в России. Наша публика хорошо воспринимает восточную живопись. Российский зритель с интересом относится к современному китайскому искусству, а также к классике разного времени.
— Наши зрители очень охотно смотрят современные массовые концерты Китая, яркие и многокрасочные, с цирковыми номерами. Мы плохо знаем их эстрадную музыку, хотя она очень активно развивается. А фильмы китайских мастеров можно уже сегодня считать востребованными.
Культура — это инструмент развития
— Культура — это инструмент развития. Так в Южной Корее и Сомали в начале 60-х годов был одинаковый валовый продукт. Но потом Корея начала вкладывать в культуру и образование, и сейчас страна в десятке самых сильных стран мира, а Сомали остается в линейке последних во всех рейтингах. Вот доказательство того, что культура — это не просто вишенка на торте, это инструмент развития. И я вижу большую ошибку, когда вкладываются деньги в образование информированности, но не вкладываются в культуру, которая формирует творческие качества и индивидуальность, — отметил Швыдкой.
Он привел в качестве примера формирования культуры скандинавские страны. Там школы заключают соглашения с музеями, нередко дети проводят в них много часов, прикасаясь к прекрасному, воспитывая в себе любовь к искусству. В России таких программ нет, это направление не развивается. Но сейчас готовится новый закон о культуре, благодаря которому, надеется Швыдкой, ряд проблем решить все-таки удастся.
— Началась работа над законопроектом. Думаю, что там должны быть отражены интересы граждан. Не стоит рассматривать культуру как узкопрофессиональную сферу, а именно так часто и происходит. То есть все интересы профессионального сообщества должны быть учтены. Я же считаю, что само бюджетное регулирование, подход к бюджету должны быть другими. То есть вопрос должен ставиться не как обеспечение профессионалов всем необходимым, а как обеспечение граждан всем необходимым. То есть бюджет культуры должен быть ориентирован и на интересы граждан. Одна из важных проблем — это недоступность культуры. Ведь поход в музей или театр — это часто проблема для среднестатистического жителя. И государство эту проблему должно решить.
Но и про профессиональное сообщество забывать, конечно, нельзя. С советских времен конкурс на место в симфонические оркестры очень сократился. Каких-то специалистов просто нет, другим приходится трудится в нескольких местах. И есть риск, что вскоре возникнут проблемы с тем, чтобы обслуживать кадрами более ста симфонических оркестров, что есть в России. Уже сейчас вакансий больше, чем профессиональных исполнителей.
— Это снова вопрос, который должен начинаться с очень ранних этапов подготовки профессиональных кадров. Те же сто симфонических оркестров требуют, чтобы огромное количество детей шло в музыкальные школы. Потому что в конце концов из 10 тысяч только один становится профессиональным музыкантом. Конкурсы в консерватории тоже показывают, что нет специалистов достаточное количество. Это касается, в частности, духовиков. И в какой-то момент это становится национальной проблемой. Это и вопросы кадров, и инфраструктуры: нет достаточно залов, чтобы молодые специалисты были обеспечены работой после выпуска. Это может привести к тому, что Большой театр, Мариинский театр, Михайловский театр, они не смогут в какой-то момент набирать качественные кадры. Если не будет этой «зеленой травы» по всей стране. Никаких достижений не будет нигде, если это не носит массовый характер.