Как попасть в историю: зачем Красовский на самом деле снял комедию о блокаде

15 окт, 20:10
Анна Федотова
Сперва шуму наделала «Матильда», повествующая об отношениях Николая II с балериной Кшесинской, затем — «Смерть Сталина», а теперь настала очередь «Праздника» в блокадном Ленинграде. Страшно представить, что придумают в следующий раз.
Алексей Красовский/ Фото: личная страница в facebook.com

Комедия о блокаде

Андрей Красовский снял чёрную комедию «Праздник», повествующую о блокаде. Соседство таких слов, как «блокада» и «комедия», режиссёра не смущает. Более того, кажется, он верит в свою благородную миссию по разоблачению привилегий советских власть имущих. Во всяком случае в этом автор пытается убедить своих подписчиков в соцсетях.

В настоящее время идёт работа над монтажом, а выход в прокат намечен на 2019 год. По словам авторов, картина повествует о людях, которые даже на фоне чудовищного голода «умудрялись жить хорошо». Согласно сюжету, в страшном декабре 1941-го года у семейства Воскресенских забрали кухарку, и никто не знает, как приготовить курицу. При этом Воскресенский-младший позвал домой «голодную девушку», в то время как его родители не спешат делиться информацией о своём меню.

Первоначально деньги на картинку планировалось собрать на краудфандинговой платформе planeta.ru, но попытка провалилась на корню: из требуемых полутора миллионов удалось получить примерно десятую часть. Но создателей это не остановило. Они твёрдо верили, что идея перспективная и рано или поздно выстрелит. Получилось действительно громко. Причём постфактум Красовскому припомнили заодно и его предыдущую работу «Коллектор».

— Возникает вопрос: где воспитание дало сбой в случае с Красовским? Это практически мой ровесник, учившийся в горьковской школе, а потом на стоматолога — неужели там плохо объясняли, как ужасна была судьба ленинградцев, приговорённых фашистами к смерти? Может, это просто следующая ступень после «Коллектора», где сделана неуклюжая попытка показать вымогателей долгов у нищих милыми людьми, достойными сочувствия? — вопрошает Сергей Стиллавин.
— Это новое юмористическое направление — «смех над войной»? Кощунство. Это аморально. Люди ели ремни, землю! Землю зимой отбивали в районе Кировского завода, разводили эту землю в топлёном снегу!!! А когда земля отстаивалась, воду пили, подслащённую воду!!! А как же мораль? Живы!!! Живы свидетели блокадных дней! А что будет в душе человека пожилого, который всю семью потерял в блокаду, который увидит на афише «Чёрная комедия о блокадном Ленинграде «Праздник». Это что за тема для смеха?! Зачем это трогать? — недоумевает тренер «Зенита-2» Владислав Радимов.
Андрей Красовкий/ Фото: globallookpress.com

Впрочем, нашлись у режиссёра и не менее известные защитники. Например, супруг Ксении Собчак Максим Виторган, оставивший на странице Красовского ироничное сообщение. Среди не столь медийных персон идёт ожесточенный спор о том, насколько серьёзными привилегиями в Ленинграде обладала партийная верхушка. Сам же Андрей Красовский довольно быстро перевёл дискуссию в политическую плоскость, вспомнив в пылу полемики «часы патриарха», «яхты» и «мигалки». Так смешались кони-люди, но заодно чуть понятнее стала мотивация создателей картины.

Можно ли заработать на историческом хайпе?

В последнее время исторические фильмы раз за разом становятся источником горячих скандалов. Особенно хорошо это получилось у «Матильды» Алексея Учителя. Он сумел задеть за живое поклонников Николая Второго, которым приписывалась серия поджогов. Несколько православных активистов даже получили реальный срок. Тема интимных отношений царя, причисленного к лику святых, и балерины предсказуемо оказалась взрывоопасной.

Армандо Иануччи тоже знатно пошумел со «Смертью Сталина». На этот раз повод дало Министерство культуры, решившее запретить прокат, а депутаты даже усмотрели в картине признаки экстремизма. Хотя речь шла всего лишь о комедийном историческом фэнтези, в котором чисто теоретически мог фигурировать кто угодно от императора Нерона до президента Джона Кеннеди.

Алексей Учитель  Фото: globallookpress.com
Алексей Учитель/ Фото: globallookpress.com

Обычно, когда в истории искусств говорят о попытках запрета каких-либо произведений, то следующим пунктом идёт: это не помешало громкому успеху. Но в историю искусств попадает далеко не всё. Оказывается, бывает так, что нашумевшая история оборачивается полной утратой интереса. Особенно поучительной получилась киноповесть о «Матильде», принёсшая создателям убытки в сотни миллионов рублей. Лента полностью провалилась в прокате.

Оппозиция как творческая позиция

В истории же «Праздника» две вещи вполне очевидны: Андрей Красовский и не собирался заработать много денег. Вряд ли он настолько глуп, что всерьёз верил, что подобное кино попадёт на массовые экраны. Но ещё более очевидно, что автор абсолютно осознавал провокационный характер своей работы. И именно ради него, судя по всему, всё и затевалось.

Фейсбук режиссёра примерно на 90% заполнен стандартным набором ссылок и цитат типичного и даже отчасти карикатурного российского оппозиционера: борьба за освобождение украинского коллеги Олега Сенцова, подозреваемого в терроризме, разоблачение «разведчиков», якобы отравивших Скрипалей…

— Давайте уже признаем: цветы и белые ленты не помогли. Компромиссы тем более. Мы потеряли время, и каждый день теряем лучших людей. Даже если Олег Сенцов выживет, он навсегда останется инвалидом, — пишет Красовский буквально за несколько недель до скандала.
Кадр из фильма  Фото: Pr Scr facebook.com alkrasss
Кадр из фильма/ Фото: Pr Scr facebook.com/alkrasss

В этом «болотном» контексте открывается истинный замысел картины. Нет, он не в том, чтобы опорочить победу или надругаться над памятью. Он в том, чтобы спровоцировать громкий скандал и получить статус гонимого мученика за «белоленточную» веру. Пока в общем и целом всё получается. Стоит ли помогать в этом автору, большой вопрос.

Другое по теме