Новый Iphone: пропуск в «элиту» или лёгкий способ «накормить внутренних демонов»?
Время тратить и зарабатывать, или гаджет, который «греет душу»
Каждый год продажи последних моделей смартфонов от империи Стива Джобса обставляются как невероятный спектакль, сводящий людей с ума. И хоть в последнее время ценность новшеств в «яблочной» технике весьма сомнительна, люди продолжают нести свои деньги ретейлерам, занимать очереди за несколько дней до того, как гаджеты «выбросят» на прилавок, брать кредиты и лишать себя многих важных вещей — лишь для того, чтобы положить в карман новый Iphone.
Впрочем, пока одни тратят свои деньги, другие пытаются зарабатывать. В «горячий» период перед началом продаж ушлые горожане предлагают свои услуги тем, кто не хочет стоять в очереди. Днём накануне старта, 27 сентября на одном лишь «Авито» можно было насчитать более полусотни предложений о продаже места в очереди на последним Iphone.
Средняя цена за место — от 30 до 40 тысяч рублей. Самые демократичные цены — 5-10 тысяч, среди самых высоких — 80 тысяч. «Продавцы места» также разные: есть и явные новички, и откровенные «профессионалы». К примеру, некий Марк предлагал отстоять за фаната «яблок» очередь всего за 38 900 рублей. При этом Марк знает толк в «очередном» бизнесе:
«Опыт нахождения в очереди: более 10 лет», — гордо заявлено в его объявлении.
Отходил ли петербуржец на перерывы в эти годы и чем занимался, пока разработчики готовили новые модели, не уточняется.
Многие «профессиональные стояльцы» предлагали не просто выстоять очередь, но и купить смартфон — при условии, что покупатель предоставит денежные средства. А в качестве гарантии они, ничуть не беспокоясь, готовы были одолжить собственные паспорта. Обещали и доставку на дом, но расценки на эту услугу — исключительно нетривиальные. В среднем за доставку новенького Iphone на дом просили от 10 до 20 тысяч рублей.
Некоторые продавцы готовы были купить гаджет исключительно за определённый процент его стоимости — а значит, стоимость их места зависела не только от близости к прилавку, но и от модели, о которой мечтал покупатель. При тарифе «20% от стоимости гаджета» цена места в очереди может серьёзно варьироваться. Другие «предприниматели» готовы были встать в очередь только после внесения предоплаты — как минимум 10% от стоимости гаджета.
Днём 27 сентября можно было увидеть и такое соблазнительное объявление:
«На данный момент стою в „Галерее“ в очереди, 6 место. Звоните, пишите. Договоримся!»
На страницах ретейлеров в соцсетях можно найти самые разные мнения о таком ажиотаже. Одни не могут понять героев, караулящих Iphone на улице в холод и дождь, другие отмечают, что время пройдёт быстро, а телефончик — останется.
«Я собираюсь купить новый „Айфон“, но доходить до сумасшествия… Стоять в очереди в непогоду — это уже чересчур! Люди, что происходит в этом мире? Не понимаю такой движухи», — написал, к примеру, посетитель на странице в Инстаграме магазина re: Store.
Ему возразил фанат «яблока»:
«За хорошим телефоном можно и в непогоду постоять. Цена забудется, а качество и удобство нового аппарата будут всегда с тобой и «греть душу».
Но о чём на самом деле говорит острая жажда получить новый Iphone, несмотря ни на что?
Iphone как пища для внутренней «грандиозной фигуры»
В жадном стремлении «яблочников» поскорее заполучить гаджет последней версии психологи видят острое стремление избавиться от определённого «душевного дефицита». Каждому человеку, по словам специалистов по человеческим душам, нужен какой-то способ удовлетворить внутреннюю потребность в доминировании, лидерстве и грандиозности. И если человек не готов работать над собой, то лучше купить последний Iphone, чем страдать от нереализованности этой базовой потребности.
— С точки зрения психологии любое увлечение и хобби — это прекрасно, — отметила Инга Румянцева, психолог и вице-президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. — Если есть увлечения, это означает, что у человека есть мотивация, у него есть цели и задачи. Ничего плохого в этом нет, потому что человек ведь сам зарабатывает, чтобы купить этот Iphone. Значит, у человека есть стимул, есть цель.
Человек способен выжить без самых разных необходимых вещей, но функционирование без цели легко может убить. Конечно, очень медленно, но неумолимо. И в этом плане — уж лучше Iphone, чем депрессия и внутренняя пустота. И здесь психолог привела интересную аналогию:
— Знаете, как много людей спасли на самом деле телесериалы? Люди не кончали жизнь самоубийством, потому что в их жизни были сериалы, и они хотели узнать, что будет в следующей серии, — рассказала Инга Румянцева. — Мы сейчас говорим, что «мыльные оперы» вредны, но большей части населения они сохраняют и продлевают жизнь. Так же и здесь: есть цель, есть Iphone, есть престиж. Соответственно, получить последний Iphone — это значит более-менее лёгким способом получить лидерскую позицию в определённой сфере.
У каждого «лидерская позиция», требования к ней и характеристики определяются своими параметрами.
— Например, я как психолог никогда не буду стоять в очереди за Iphone, моя лидерская позиция будет определяться совершенно другим, — пояснила эксперт. — Но многим людям нужны статусные вещи для достижения этой позиции, и Iphone как хорошо пропиаренная, хорошего качества техника приносит престиж.
Как объяснила Инга Румянцева, за счёт покупки брендовых вещей и гаджетов люди удовлетворяют «внутреннюю грандиозность»:
— Грандиозная фигура у нас у всех есть внутри. Она бывает зашкаленная, извращённая, здоровая или очень задавленная. От того, как мы эту грандиозность ощущаем, зависят наши действия во внешнем мире. Лидерские позиции, потребность доминирования — это заложенная во всех потребность, она встроена в структуру личности. Поэтому, если человек покупает Iphone и удовлетворяет таким образом эту базовую потребность в доминанте, в лидерских позициях — ничего плохого в этом нет, — прокомментировала психолог. — Это достаточно безопасный способ получить очень много для самого себя.
Новейший «яблочный» гаджет в данном случае — это простой инструмент для покрытия «внутреннего дефицита» своей грандиозности.
Не гаджет, а пропуск в желанную социальную группу
Доктор медицинских наук, врач-психотерапевт, президент Российской психотерапевтической ассоциации Равиль Назыров отмечает, что жажда купить новый Iphone — это нормальное социальное поведение людей, которые хотят принадлежать к определённой «элитной» социальной группе. Такому типу поведения много сотен лет: люди всегда стремились к «элите». И если сейчас для этого не нужно покупать поместье и тройку лошадей, а достаточно одного, пусть и дорогого, гаджета — то можно только радоваться!
— В каждой социальной группе, в каждом социальном пространстве существуют свои собственные атрибуты, наличие которых и позволяет человеку считать себя причисленным к этой группе, — рассказал Равиль Назыров. — Так что в каком-то смысле это своеобразный «пропуск», который позволяет мне рассматривать себя как часть какой-то социальной общности. И люди, которые пользуются современными Iphone, — это группа «избранных», определённая социальная группа, которая считает себя таковыми на основе владения Iphone последней модели.
Вставая в очередь за новейшим Iphone, человек выбирает не гаджет, не средство для общения, а социальную группу, частью которой он хочет стать. Легко это у него получается или мучительно, одним открытием кошелька он жертвует или тяжёлым кредитом — другой вопрос.
— А есть люди, которые не покупают Iphone в принципе. Они покупают, например, «Самсунги», или подчёркнуто пользуются только кнопочными телефонами — просто каждый выбирает себе социальную группу, и пытается соответствовать её образцам, моделям и атрибутам, — пояснил специалист.
Психолог Ольга Сычёва также отметила, что для определённой группы людей это естественно и нормально:
— У них есть определённая мотивация — обладать новинками. Такие люди обычно ориентированы на бренды, это придаёт определённый статус им в глазах других людей. Поэтому для части населения это вполне закономерное явление, собственно, на таких людей и ориентированы все новинки и весь создающийся ажиотаж. А само понятие нормы всегда весьма относительное. То есть это всё, что не является пограничным поведением.