Режиссёр «Молодого Папы» Паоло Соррентино: летописец великих и сильных мира сего

19 сент, 13:09
Маргарита Звягинцева
Автор популярного сериала с Джудом Лоу прибыл в Петербург на фестиваль «Послание к человеку». «Мы три года уговаривали его приехать», — признался Алексей Учитель журналистам. О чём же новый фильм мастера и какую мысль он пытается донести до зрителя?
Фото: globallookpress.com/ Matteo Chinellato

Паоло Соррентино — из тех великих режиссёров, что определённо увлечены жизнью «сильных мира сего». Уже после съёмок первого сезона провокационного «Молодого Папы» мастер снял киноленту «Лоро». Именно она была представлена петербуржцам на фестивале «Послание к человеку» в воскресенье, 16 сентября.

«Лоро» разворачивает перед зрителем картину жизни богатых и влиятельных итальянцев. Но в центре всех интриг — сам Сильвио Берлускони, итальянский премьер-министр, ставший рекордсменом как по времени пребывания на своём посту, так и по скандальности своего «правления».

Фото: globallookpress.com

Через образ Берлускони режиссёр показывает нравы, мысли и душевные движения всех тех, кого он обозначил словом «лоро». «Лоро» означает «они», но поневоле приходит в голову мысль, что Соррентино говорит вовсе не о конкретных людях — он рассуждает о нравах, философствует о добре и зле, вскрывает «язвы общества», обличает власть имущих.

Впрочем, в интервью журналистам на петербургском кинофестивале сам Паоло Соррентино эту мысль опроверг. Режиссёр подчеркнул, что «Лоро» на самом деле — «не столько об обществе и нравах, сколько о чувствах одной определённой социальной группы в один определённый исторический момент». Конечно, размышлять о гнилости человеческой натуры в ярких и узнаваемых образах всегда интересно, но в новом фильме итальянского мастера интересовали конкретные лица и слепки характеров.

Фото: globallookpress.com  Andrea Ronchini
Фото: globallookpress.com/ Andrea Ronchini

Идея «Лоро» вызревала в голове режиссёра долго — он сам признаётся, что ему очень давно хотелось снять фильм о Берлускони и «персонажах», что окружали его на посту и в жизни. К тому же, сам экс-премьер Италии, по мнению Соррентино, «обладает очень кинематографичными чертами» — а значит, грех было не запечатлеть столь эффектного «героя» в кино.

Но съёмки дались итальянскому мастеру непросто — в этом он также сам признался на пресс-конференции в Петербурге. Реализовать все идеи было сложно.

До «Молодого Папы» и «Лоро» Паоло Соррентино уже не раз исследовал мир «влиятельных и знаменитых», которые так часто оказываются либо разочарованными и опустошёнными, либо гнилыми и насквозь пропахшими ложью, либо — но гораздо реже — удивительно противоречивыми и глубокими, яркими личностями. Так, картина «Великая красота» рассказывает о потерявшемся в жизни пожилом писателе, который создал лишь одну великую книгу — и то много, много лет назад.

Кадр из фильма «Великая красота»  Фото: globallookpress.com
Кадр из фильма «Великая красота»/ Фото: globallookpress.com

Но в центре повествования — не книга и даже, по сути, не сам писатель, баловень судьбы, уставший от роскоши и безумных вечеринок, а великая красота вечного города — Рима. И город здесь, пожалуй, ещё более значимый персонаж, чем сам главный герой.

Интересно, что до своего последнего, самого свежего фильма «Лоро» Паоло Соррентино уже затрагивал тему политики. Фильм «Изумительный», снятый десять лет назад, повествует также о премьер-министре — но о совсем другом. Джулио Андреотти начал свою карьеру в правительстве Италии в 1947 году, а уже в 1958, в возрасте 39 лет, стал министром казначейства. Между прочим, рассказывая о «маленьком человеке в гуще невероятных событий», режиссёр награждает его самыми разными эпитетами, среди которых «Вельзевул», «Лиса», «Горбун» и даже — кто бы мог подумать — «Чёрный Папа» (The Black Pope).

В нашумевшей три года назад картине «Молодость» — также истории людей «высшего света» с их «кризисом личности» и творчества, усталостью от света и жизни и главным вопросом — что дальше? Один из главных героев — прославленный композитор и дирижёр, второй — режиссёр, у которого дома на полочке пылится «Оскар». Эти люди, в точности как Папа в исполнении Джуда Лоу, показаны как простые люди со своими, на самом-то деле, обычными чувствами — несмотря на слепящий блеск вокруг них.

Журналистам Соррентино признался, что был бы очень счастлив, если бы «Молодой Папа» превратился в крупный и длинный проект. Однако среди главных желаний режиссёра сегодня — снять фильм о родном городе Неаполе.

Другое по теме