Экономика
10:537 сентября 2018

Петербург может остаться без газетных киосков

Больше тысячи торговых точек, расположенных на тротуарах, могут снести в Петербурге. В основном речь идёт о газетных киосках. Три года назад торговцы выполнили все требования города, а теперь вдруг оказались вне закона.

Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО) не продляет договоры аренды торговым точкам, размещённым на городских тротуарах, рассказали 78.ru несколько участников рынка и подтвердили в аппарате Уполномоченного по правам предпринимателей. Более того, вынесены постановления о демонтаже нескольких торговых павильонов, а один из них уже демонтирован.

По имеющимся данным, речь идёт о более чем одной тысяче земельных участков, включённых в Схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО). Учитывая, что всего в схеме порядка 9000 участков, рынок мелкой торговли Петербурга могут ждать серьёзные изменения.

Сделали как просили

В основном, такие участки заняты киосками (павильонами), продающими свежую прессу. В 2015 году город решил упорядочить их внешний вид. Комитет по градостроительству и архитектуре разработал типовую конструкцию и предпринимателям пришлось заказать новые павильоны по её образу и подобию. Как рассказал 78.ru генеральный директор компании «Метропресс» (сеть «Первая полоса») Сергей Маркелов, затраты на один киоск составили 2 — 3 млн рублей. Сделав новые киоски, предприниматели заключили договоры аренды с городом сроком на три года, рассчитывая, что добросовестным арендаторам город будет их продлять.

— Мы понимали, что за три года не успеем окупить новые павильоны. Если бы мы знали, что нам не продлят аренду, мы даже не стали бы этим заниматься, — говорит Сергей Маркелов.
Фото: «Метропресс»

КИО отказывает предпринимателям по самым разным основаниям. Например, выясняется, что внезапно участок оказался в охранной зоне какого-нибудь трубопровода. Целый ряд отказов мотивирован различными юридическими коллизиями. Но чаще всего чиновники ссылаются на позицию комитета по благоустройству, который отказывается согласовывать торговые объекты, расположенные на тротуарах.

Как оказалось, 1 сентября вступил в силу новый ГОСТ на автомобильные дороги и улицы. В нём говорится, что на тротуарах не должно быть посторонних элементов.

— Нестационарные торговые объекты не являются составной частью автомобильной дороги, то есть являются посторонними, — комментируют в пресс-службе комитета по благоустройству.

Чиновники отмечают, что получили соответствующее письмо из МВД. Предприниматели шокированы таким подходом.

— Мы считаем, что для сети распространения периодической печатной продукции это крах всей системы, потому что основное место дислокации этих объектов как раз находится на тротуарах — на остановках, в местах скопления людей, где возникает желание приобрести ежедневную газету. За ежедневной газетой в гипермаркет никто не пойдёт, — говорит генеральный директор компании «Союз издателей и распространителей» Дмитрий Амосов.

Вслед за отказами в продлении договоров, предприниматели получили первые уведомления об освобождении занятых павильонами территорий. За нерасторопность уже последовала расплата — один из киосков рядом с «Электросилой» был снесён.

Фото: «Метропресс»
Фото: «Метропресс»

Здесь приобретали свежие газеты около тысячи петербуржцев ежедневно, отмечает Дмитрий Амосов. Он не понимает, кому помешал киоск.

— За всю историю существования «Союза издателей и распространителей», а это больше 20 лет, не было ни единого случая жалоб со стороны пешеходов в отношении объектов, — говорит гендиректор компании.

Москва поможет

Скандальная ситуация, по сведениям 78.ru, уже дошла до губернатора, который распорядился приостановить сносы павильонов и разобраться в ситуации.

— Губернатор поддержал предложение о том, что за всю отрасль будет отвечать комитет по печати, — сообщил 78.ru глава комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев.

По его мнению, это упростит взаимодействие предпринимателей со Смольным. Кроме того, Сергей Серезлеев рассчитывает на изменение ГОСТа. По его словам, оно уже инициировано правительством Москвы, столкнувшимся с такими же проблемами.


ТорговляСмольныйДороги
Александр Лобановский
Другое по теме