Автомобили инвалидов узнают по именам
Министерство труда и социальной защиты выпустило приказ, регламентирующий выдачу и внешний вид автомобильного знака «Инвалид». Он вступит в силу с 4 сентября.
Согласно приказу, знаки будут выдавать бюро медико-социальной экспертизы, в которых людям подтверждают инвалидность. На лицевой стороне знака будет указан его индивидуальный номер и срок действия, на оборотной — данные о владельце знака и его инвалидности.
Таким образом, знаки станут именными. Это должно устранить существующую сейчас ситуацию, когда любой желающий может приобрести знак «Инвалид» (их продают почти в любом магазине автотоваров), повестить на свою машину и парковаться на специальных местах для инвалидов.
Такие парковочные места стали появляться в Петербурге повсеместно несколько лет назад. В условиях дефицита парковочного пространства в городе, у многих автомобилистов возникает соблазн воспользоваться ими нелегально. За это им грозит штраф в размере 5000 рублей и эвакуация транспортного средства. Но чтобы принять меры к нарушителю, незаконно установившему знак «Инвалид», инспектор должен убедиться, что у него нет удостоверения инвалида. Ждать хозяина машины, например, на парковке у супермаркета, сотрудники ГИБДД готовы не всегда.
— Они проезжают мимо и абсолютно не реагируют, хотя с каждой машины можно получать в бюджет 5000 рублей. Но им это абсолютно не интересно, — описывает сложившуюся ситуацию председатель петербургского отделения Всероссийского общества инвалидов Леонид Фионин.
Проблему равнодушия сотрудников правоохранительных органов новый порядок выдачи знаков не решит, указывает он.
Однако это не единственная проблема. Внешний вид знака «Инвалид» описан в Правилах дорожного движения, которые пока что остаются без изменений. То есть владельцы старых знаков могут рассчитывать на те же льготы. Леонид Фионин рассчитывает, что это противоречие будет устранено.
— Иначе это будет поводом разбирательств в суде. Чтобы кого-то наказывать, нужно обязательно внести изменения в Правила дорожного движения, — говорит он.
Но и в таком случае останутся лазейки для нарушителей, указывает руководитель петербургского отделения организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.
— Мы можем вполне получить чёрный рынок таких знаков, — говорит он. — По правилам Дорожного движения, знак прикрепляется в случае, если автомобиль перевозит инвалида. Поэтому инвалид, даже не имеющий машины, может пойти, получить этот знак и продать его какому-нибудь автомобилисту. Потом написать заявление, что он его потерял, получить ещё один и снова его продать.
Наконец, в России действует Венская конвенция о правилах дорожного движения.
— Что делать с иностранцами-инвалидами, которые приехали к нам? Им тоже Минтруд будет выдавать на границе новые знаки? — спрашивает Александр Холодов.