Первый в мире Музей циркового искусства отпраздновал 90-летний юбилей

8 авг, 21:08
Алиса Мун
Здание хранит историю цирка в нашей стране и рассказывает о великих артистах молодому поколению.
Фото: vk.com/circusspbmuseum

Первому в мире «Музею циркового искусства» 8 августа исполнилось 90 лет. Его основатель, известный преподаватель фехтования Василий Андреев, много лет собирал материалы по цирковому и эстрадному искусству. Именно с его небольшой коллекции началась история хранилища.

Оказывается, воздушный гимнаст держится за страховку одними зубами. Предмет называется цирковой «зубник» – это небольшой кусок лосиной кожи с крюком на конце. Вот и вся страховка. Его делали для каждого артиста индивидуально, используя слепок челюсти. Здесь и приспособление Елизаветы Борель, для которой одно из таких выступлений стало последним — гимнастка сорвалась и разбилась.

У каждого предмета здесь — своя история. Например, коньки обезьянки Джуди со срезанными носами. В цирке вспоминают, что она держала равновесие не хуже воздушных акробатов. Бережно хранят и теперь уже ставшую знаменитой кепку Олега Попова. Он оставил ее здесь в 1989 году, за год до своего отъезда в Германию.

— Иностранцы, которые приходят сюда, ориентируются по кепке — сразу ее узнают, — рассказывает специалист по работе с посетителями музея Юлия Осипова.

По костюмам артистов можно отследить, как менялась цирковая мода. Наряд Вальтера Запашного вручную шили и украшали бисером, вспоминают его коллеги. Рядом выставлен уже костюм его сына, Эдгарда Запашного.

За почти вековую историю первый в мире музей циркового искусства из небольшой частной коллекции, в которой было всего несколько программок и фотографий, превратился в собрание из 100 тысяч самых разных экспонатов. Это и элементы декораций, и костюмы, и рисунки с фотографиями и вырезками из газет. Музей занимает три этажа, однако большая часть все же спрятана от глаз посетителей. В здании находится 18 фондов, где хранятся книги, документы, графические работы, а также подлинный реквизит, собранный за всю историю цирка. Работая с элементами старых цирковых костюмов, артисты создают новые образы. За порядком в музее следят четверо постоянных сотрудников.

Но есть и особенность, которая выделяет этот музей из числа других. В этом году в программу экскурсий для детей и взрослых добавили элементы арт-терапии. Посетителям не просто рассказывают об экспозиции, они могут потрогать предметы руками.

Например, опилки были наполнителем цирковых манежей до 1980-х годов прошлого века. Поэтому всем участникам в финале экскурсии предлагают прикоснуться к тому, что составляло историю цирка и сделать небольшой макет манежа из хвойных опилок.

Древесные опилки помогали лошадям не скользить при выполнении трюков. Кроме того, это покрытие считалось самым гигиеничным. В наше время используют уже каучук. Материал поменялся, а вот традиции остались неизменны. Например, нельзя сидеть спиной к манежу — это неуважение к выступающим. А если перейти дорогу артисту перед выходом — он может получить травму. Но все это лишь небольшая часть легенд и преданий, которые заботливо хранят и передают в стенах музея циркового искусства.

Другое по теме