Создательница фестиваля «Усадьба Jazz» – о том, как удивить гостей и вырастить хэдлайнеров
– С Петербурга когда-то началась история джаза в России. Именно здесь стали появляться первые пластинки, которые привозили из дальних путешествий моряки, первые ансамбли. Здесь очень искушённая и взыскательная аудитория, к которой мы довольно долго искали подход, – призналась директор фестиваля «Усадьба Jazz».
По всей видимости, подход к нашей публике найти удалось. По слова Марии Сёмушкиной, фестиваль в Петербурге любят и ждут – он стал одним из любимейших музыкальных событий горожан.
Сам фестиваль существует уже полтора десятка лет. За это время серьёзно расширилась его география – как в плане городов-участников, так и в плане музыкантов, которые приезжают на «Усадьбу» со всего света.
– «Усадьба Jazz» начиналась как небольшой локальный фестиваль, ориентированный на российских исполнителей. Сейчас мы вышли на федеральный уровень, это один из самых узнаваемых джазовых опен-эйров в мире. На наших сценах выступило более 1000 музыкантов, среди которых есть такие легенды, как Юссеф Латиф или Бренфорд Марсалис, – рассказала Мария Сёмушкина.
Сегодня, поделилась основательница мероприятия, фестиваль стал семейным – и среди зрителей нередко можно увидеть детей тех, кто посещал его в начале нулевых. Но на «Усадьбе» «растят» не только посетителей – музыкантов организаторы тоже принялись взращивать сами.
– Сейчас мы активно ищем и продвигаем молодых исполнителей, которые станут хедлайнерами «Усадьбы Jazz» через 10 лет – в том числе, с помощью нашего музыкального конкурса, который проводится на одном из курортов Северного Кавказа, – сообщила директор.
Направленность на молодое поколение – выбор осознанный. Как призналась Мария Сёмушкина, она совершенно не боится экспериментов. Напротив, «страшный сон» организатора «Усадьбы» – впасть в застой и «пропахнуть нафталином»:
– Это заставляет каждый год думать о том, чем удивить нашу аудиторию. Директор Лондонского джазового фестиваля как-то сказал мне, что у нас очень много молодежи среди зрителей, а у них он видит, в основном, седые головы. Это был очень приятный комплимент.
Фестиваль пройдёт в Северной столице 28 июля на территории ЦПКиО им. Кирова на Елагином острове.
– Это единственный музыкальный фестиваль – не только в России, но и в мире! – который проходит на территории старинной усадьбы. Я неоднократно спрашивала западных коллег, директоров других крупных фестивалей, существуют ли где-то ещё подобные мероприятия, и всегда получала отрицательный ответ, – поделилась Мария Сёмушкина. – Елагин остров – удивительное и невероятно красивое место: прекрасная архитектура, замечательный вид на реку.
По словам основательницы джазового фестиваля, в Петербурге публику привлекает не только отличная музыка, но и особая аура настоящей старинной усадьбы.
В этом году на праздник джаза в Петербург приедут совершенно невероятные музыканты, посмотреть на которых Мария Сёмушкина рекомендует и москвичам:
– Например, у нас выступит Джосс Стоун – удивительная британская соул-певица, которая не только не раз оказывалась на вершинах чартов, но и осуществила очень амбициозный проект под названием Total World Tour. Она объехала 130 стран, записываясь с местными музыкантами и изучая самые разные музыкальные традиции.
Кроме того, петербуржцы увидят и своих земляков – в лайн-апе, к примеру, важное место занимает группа Markscheider Kunst. Их основательница фестиваля назвала «пионерами реггей и латиноамериканской музыки в России». Помимо этого, отдельная программа будет организована для детей. Малышню ждут мастер-классы и другие интересные развлечения, а пройти на праздник джаза дети смогут бесплатно. Кроме того, по-традиции, все желающие смогут подкрепиться на фуд-корте и купить сувениры на фестивальном маркете.
Но фестиваль проходит не только в культурной столице. Праздник джаза радует каждый год также жителей Москвы, Екатеринбурга и Воронежа. К каждому городу, рассказала Мария Сёмушкина, у организаторов отдельный подход.
– В программе обязательно должны быть исполнители, которых люди в том или ином городе уже хорошо знают и любят. При этом, мы обязательно учитываем специфику конкретного города. Скажем, в Петербурге любят интеллектуальный джаз. Поэтому в этом году мы привозим очень интересного американского пианиста c японскими корнями Bigyuki, в музыке которого импровизация сочетается с электроникой, хип-хоп ритмом, r'n'b, – рассказала директор фестиваля. – Это настоящий джазмен XXI века, журнал Jazz Times назвал его одним из главных пианистов наших дней наряду с такими гигантами как Херби Хенкок и Роберт Гласпер. Так что очень советую вам не пропустить его выступление.
Формат самого мероприятия серьёзно поменялся за прошедшие годы. Изначально, поделилась Мария Сёмушкина, фестиваль проходил при помощи стратегического партнёра – табачного бренда, который ориентировал событие, в первую очередь, на мужчин старшего возраста. Но когда «Усадьба» вышла в самостоятельное плавание, появилась возможность экспериментировать и расширять «сферу влияния».
– Я поняла, что хочется делать музыкальный праздник не только для фанатов джаза, а для более широкой публики. Так у нас стала звучать интересная электроника, нетривиальный рок, качественная поп-музыка. В конечном счёте, время, когда люди расходились в кружки по интересам, – панки, металлисты, рэперы – давно прошло. Сейчас все слушают всё, – сообщила Сёмушкина.
В определённый момент директор фестиваля поняла, что даже в Москве нет крупных музыкальных мероприятий, на которые можно сходить с детьми. На эту мысль натолкнули её собственные дочки. И тогда организаторы стали усиленно работать над созданием детской программы. Задача оказалась непростой: найти партнёров для создания хорошей детской площадки было очень трудно.
– Одновременно, с самого первого фестиваля «Усадьба Jazz» привлекала не только любителей музыки, но и самых разных творческих людей, которые казались нам «правильными»: художников, поэтов, владельцев маленьких ресторанов, дизайнеров одежды, преподавателей йоги. Благодаря ним у нашего фестиваля появилась не похожая ни на что творческая атмосфера. Многие люди приходят к нам не из-за имён на афише, а именно из-за неё, – рассказала организатор фестиваля.
В будущем, поделилась Мария Сёмушкина, хотелось бы ещё больше расширить географию фестиваля – как минимум на десять городов. Кроме того, хочется привозить музыкантов с мировыми именами, таких, как Стиви Уандер или Херби Хенкок. Однако важнее сохранить «творческую и живую энергию» фестиваля, чтобы праздник музыки был интересен новым поколениям слушателей, а местные молодые музыканты, которые впервые выходят на широкую публику, со временем становились бы звёздами как минимум в масштабах страны.
– «Усадьба Jazz» – это ребёнок, который уже перерос меня, – призналась директор фестиваля. – Главное – не быть слишком деспотичным родителем, и дать ему развиваться самому, направляя лишь по необходимости.
Впрочем, рост фестиваля зависит не только от его создателей и организаторов, но и от экономической ситуации в том или ином регионе, от его готовности принять такое событие.
– Но я вижу в России очень большие возможности. Хотелось бы провести «Усадьбу Jazz» и во Владивостоке, и в одном из городов русского Севера – например, Архангельске или Петрозаводске. Хороший потенциал и у крупных южных городов вроде Ростова или Краснодара, – рассказала о своих мечтах Мария Сёмушкина.
На сегодняшний день организация фестиваля давно вышла на профессиональный уровень. Если на первых порах могли случаться довольно серьёзные просчёты, то сейчас главное, чтобы нужные артисты были свободны в день проведения мероприятия.
Сама Мария Семушкина с удовольствием слушает саму разную музыку. Для каждого настроения – свои коллективы и исполнители.
– Бодрым утром могу послушать новый альбом Leon Bridges в стиле R&B soul. Если настроение хмурое, хорошо всегда воспринимается Arkhangelsk Erik Truffaz или последний Nils Peter Molvaer, которого мы привозили в Москву в 2017 году. Из модной электроники очень нравится французы Polo&Pan. Из молодого джаза - Ezra Collective, Yusef Kamal, Nubya Garcia.
Нравятся директору «Усадьбы» и другие направления в музыке:
– Из world music до сих пор под впечатлением от концерта на «Усадьбе Jazz» в Москве Mark Elyuahu. Очень красивая и глубокая музыка. А ещё очень люблю классическую музыку. Из фаворитов – альбом Rameau, The sound of light, ансамбля Теодора Курентзиса Musiaeterna и Brad Mehldau – After Bach!