Очередная «Госрыба» на кладбище утонувших «Океанов»
В России создается сеть специализированных рыбных магазинов под эгидой ФГУП «Нацрыбресурс». Первая торговая точка уже начала работу в Калининграде, сообщили в «Нацрыбресурсе».
ФГУП «Нацрыбресурс» является подведомственным предприятием Федерального агентства по рыболовству и занимается развитием этого самого рыболовства. У предприятия есть свои суда и причалы, в связи с чем заявлено, что рыба в собственных магазинах «Нацрыбресурса» будет дешевле.
В это можно было бы легко поверить, если бы не почти 10-летняя эпопея с треском провалившихся попыток создать подобную сеть. И Санкт-Петербург был в самом центре этих историй.
В 2009 году глава Росрыболовства Андрей Крайний заявил о возрождении сети магазинов «Океан», существовавших в советское время. Первый возрожденный «Океан» в Петербурге открылся в ноябре 2009 года с большой помпой при участии губернатора города Валентины Матвиенко.
Идея заключалась в том, чтобы рыба поступала в эти магазины напрямую от производителей, избавляясь таким образом от посредников и наценок. Первый магазин открыла компания, непосредственно аффилированная с рыбохозяйственными предприятиями. Еще ряд компаний буквально выстроились в очередь открывать свои торговые точки, причем в самых разных форматах. Например, в Петербурге ждали сети рыбного фастфуда. Практически всем город обещал поддержку.
Но «Океан»-пионер не проработал в Северной столице и года. Спрос оказался далеко не таким, как ожидали его владельцы. Привычно продавать рыбу в торговые сети оказалось выгоднее, чем торговать самим. В сентябре 2010 года магазин закрылся.
Но уже в октябре 2010 года в Петербурге открыл двери новый «Океан». На этот раз его оператором стал датский рыбный холдинг Talex, а вип-персонами, перерезавшими ленточку — глава Росрыболовства Андрей Крайний и вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский. Дела у Talex поначалу пошли лучше, чем у его предшественника и число магазинов выросло до трех. Озвучивались амбициозные планы по созданию сети из 15 магазинов. Однако в 2013 году и этот проект потерпел фиаско.
Но неутомимое Росрыболовство к тому моменту подготовило новый проект, уже под эгидой ФГУП «Нацрыбресурс». Предполагалось, что госпредприятие возьмет в партнеры какую-нибудь частную компанию. Открытие первого магазина ожидалось в Петербурге, но на тот раз до него просто не дошло и городским чиновникам не пришлось терять лицо в очередном провальном проекте.
Тем временем торговые сети решили освоить рыбную нишу самостоятельно, без всякой помощи государства. Они стали открывать у себя специализированные отделы, причем «Перекресток», словно в насмешку назвал их «Новый океан». Видимо после этого чиновники поняли, что конкурировать с частным бизнесом бессмысленно и идею государственной рыбной сети, казалось, позабыли.
Что послужило толчком к возврату былых амбициозных планов, сказать трудно. Возможно то, что для большинства жителей страны свежая рыба остается дорогим деликатесом. Но очередную попытку государства ухватиться за «невидимую руку рынка» эксперты оценивают скептически.
— Любой формат государственной торговли на текущий момент не демонстрирует эффективность. Не видно каких-то прорывных государственных историй. Их нет, как и не было. И не видно, почему в каком-то сегменте это может сработать. История про государственные рыбные магазины выглядит очень утопичной. Это абсолютно бессмысленное отвлечение государственных средств на те задачи, которые более эффективно может решить частный бизнес, — говорит генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.