Самые громкие новинки Эрмитажа и Русского музея за последние 20 лет
Полцарства за квадрат
Казимир Малевич создал несколько «Чёрных квадратов», которые до сих пор вызывают самые жаркие споры среди творческой интеллигенции. К примеру, писательница Татьяна Толстая, говоря об этой «антииконе», вспоминает о «мерзости запустения». В Третьяковской галерее и Русском музее уже давно были свои квадраты, а Эрмитаж пережил 20-й век без них. Не было счастья, да несчастье помогло. Владелец четвёртого «Чёрного квадрата» заложил его в «Инкомбанке», чтобы взять кредит, но не смог расплатиться. А банк разорился.
Картину хотели продать на аукционе, чтобы расплатиться с кредиторами. Называлась возможная цена в 80 млн долларов. Но в итоге шедевр сняли с торгов, решив оставить национальное достояние на родине. Картину за миллион долларов выкупил Владимир Потанин, передавший её в Эрмитаж. После чего Михаилу Пиотровскому здорово досталось от консервативно настроенных блогеров. Подлинная пощёчина консервативному вкусу в виде выставки английских концептуалистов братьев Чепмен была ещё впереди.
Христос в Русском музее
В 2003-м году коллекцию петербургского музея пополнила картина «Христос во гробе» Карла Брюллова. С тех пор её уже 15 лет безуспешно пытаются забрать обратно.
В 2002 году картину приобрел российско-германский коллекционер Александр Певзнер. На ней отсутствовала подпись, и авторство ещё следовало установить. Последнее слово должны были сказать специалисты Русского музея. Они подтвердили подлинность, после чего на владельца завели уголовное дело. В декларации он не указал, что везёт подлинник Брюллова. Шедевр забрали в качестве вещдока и оставили в музее на хранение.
С тех пор идут непрерывные судебные разбирательства. Преследования за контрабанду коллекционер избежал, но и Брюллова пока так и не вернул. Ему удалось убедить в своей правоте даже судей, но Минкульт остаётся непреклонным.
Памятник коррупции
Зато шедевр за авторством Евгении Васильевой попал в Русский музей без боя. Бывшая начальница департамента имущественных отношений Минобороны стала знаменитой в 2012 году по причинам, далёким от мира искусства. Она оказалась в эпицентре коррупционного скандала вокруг своего близкого друга Анатолия Сердюкова.
Уже под домашним арестом у Васильевой неожиданно проклюнулся художественный талант, и она стала писать картины в жанре примитивизма. После серии выставок подруга экс-министра обороны решила подарить свой триптих «Транскриптаза» Русскому музею.
Говорят, что дареному коню в зубы не смотрят. В СМИ писали, будто на руководство музея надавили и заставили принять подарок. Но после разразившегося скандала экспертная фондово-закупочная комиссия приняла решение «отклонить принятие в дар». Во избежание дарственного спама.
Возвращенные сокровища империи
Далеко не всегда покупки становятся громкими только ценой скандала. К примеру, в 2010 году Эрмитаж сумел вернуть в страну коллекцию Александра Попова. Собрание русских акварельных портретов первой половины 19 века и художественного фарфора принадлежало кадровому офицеру, который в 1919 году перебрался во Францию. Нынешние владельцы планировали продать коллекцию за 16,5 млн фунтов стерлингов, но на аукционе произошла заминка. Это позволило оперативно связаться с хозяевами предметов искусства и кулуарно решить вопрос.
А позже Эрмитаж сумел приобрести и коллекцию из 22 фотографий Роджера Фентона, сделанных в середине 19 века. Часть снимков были сделаны по время путешествия по России в 1852 году, ещё часть тремя годами позднее в районе боевых действий Крымской войны.
Современное искусство
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский внимательно следит за мировыми художественными трендами. Порой это вызывает недопонимание со стороны части публики. Помимо Малевича или братьев Чепмен в данном контексте можно вспомнить и недавнюю выставку Яна Фабра с чучелами животных, наделавшую немало шума.
На этот раз музей заинтересовала картина признанного современного немецкого художника Ансельма Кифера, не имеющего скандального ореола. Покупка обошлась Эрмитажу в 63,75 млн рублей. Часть средств выделил неизвестный меценат.
Картину «Аврора» уже демонстрировали в Петербурге во время выставки, посвящённой немцем Велимиру Хлебникову. Другие его работы находятся в собраниях парижского Лувра и Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Но любая новинка в таком старинном и знаменитом месте, как Эрмитаж, неизбежно вызывает споры и дискуссии: мол, что ты сделал в свои годы, чтобы составить компанию Рембрандту, Рубенсу и Корреджо.