Петербургская компания грузоперевозок предлагает доплатить за «водителя-славянина»
500 рублей за «Идеальный разговорный русский» — так толерантно переименовали услугу «водитель славянской внешности», которую предложила компания грузоперевозок «Газелькин» в Петербурге. Наименование опции пришлось изменить после того, как некоторые клиенты возмутились особенностями национального маркетинга.
Фирма убрала с сайта опцию по вызову водителя славянской внешности, но по телефону она всё ещё доступна. Цена услуги — плюс 500 рублей сверху. Это вызвало недоумение клиентов и пользователей соцсетей. Неужели стоимость поездки и правда зависит от того, кем по национальности является водитель?
Опцию на сайте грузоперевозчика заметила москвичка Мария Меньшикова. В итоге вместо заказа девушка разместила гневный пост в соцсетях.
— Я сперва отошла немножко от шока. Потом у меня была реакция злости, какого-то бессилия и осознания того, что в 2018 году в России это в принципе, возможно. Я почувствовала себя деморализованной, — вспоминает Мария.
Девушка нашла грузчиков в другой компании. На следующий день магическим образом с сайта компании услуга с водителем-славянином исчезла. Но вместо неё появилось новое предложение: «Водитель с идеальным разговорным русским». Почему предыдущий вариант пропал так же внезапно, как и появился, сотрудники «Газелькина» нам объяснять отказались.
— Здесь можно усмотреть дискриминацию, поскольку здесь подразумевается, что водитель-славянин должен лучше исполнять свою работу, раз услуга стоит дороже. Видимо все остальные водители, которые не являются славянинами, как-то не соответствуют этим принципам, — считает эксперт по работе с трудовыми мигрантами Андрей Якимов.
По мнению юристов, в этом новом предложении от перевозчиков нет ничего незаконного. Конкуренция в этой сфере высокая. Каждый крутится как может, это просто маркетинговый ход.
— Например, в модельном бизнесе. Для конкретной задачи можно запросить конкретного роста, конкретной внешности и так далее. Это не составляет проблемы. Почему же она должна составлять её здесь? — недоумевает юрист Илья Пакконен.
Проблема может возникнуть в том случае, если предложение начнет пользоваться спросом. Тогда потенциальным грузчикам неславянской внешности будет сложновато устроиться на работу.
Водителю с 20-летним стажем в одной из таксомоторных компаний поставили условия — либо он меняет имя и отчество, либо у них не работает. Мужчина хорошо говорил по-русски, но на такие условия не согласился. В случае с грузоперевозками пока иная история. И водитель-славянин для фирмы — не более чем дополнительный заработок.
Пока неизвестно, надолго ли славянские грузчики исчезли из списка предложений «Газелькина». Возможно, это случилось вовсе не из-за жалоб в социальных сетях. А может, в компании грузоперевозок просто вспомнили, что среди их клиентов есть и неславяне.