Ломать и строить: активисты пытаются защитить от сноса флигель дома Долгоруковых
Дом Долгоруковых на Васильевском острове является памятником архитектуры первой половины XVIII века. Дворовой флигель — предположительно, каретный сарай — также помнит времена Екатерины II. Зданий этой эпохи в Петербурге почти не осталось. С начала прошлого столетия там располагались коммуналки, а затем флигель вместе с основным зданием был отдан Институту океанологии. Ещё в 1989 году объект признали аварийным, но тогда властям было не до ремонта.
К мысли о реконструкции вернулись только через два десятка лет. Повторная экспертиза подтвердила, что здание уже не восстановить. Согласования длились несколько лет и, наконец, флигель решили демонтировать, а на его месте воссоздать точную копию.
— По нашему проекту всё остаётся так, как и есть, на самом деле. Во всяком случае то, что требуют сохранить те, кто внимательно относятся к городу, это всё сохраняется. Те геометрические точки, те пространственные решения, которые были исторически заложены и сложились, — рассказывает директор Санкт-Петербургского филиала Института океанологии имени П.П. Ширшова Анатолий Родионов.
Другое дело, что за три века они менялись не один раз — в первую очередь интерьеры флигеля, так как его постоянно перестраивали. Именно поэтому, в отличие от основного здания, КГИОП не включил дворовую часть в список объектов культурного значения. А значит, признав флигель аварийным, приговорил к сносу — с 2012 года институт оттуда съехал, затем стала осыпаться штукатурка, гнить перекрытия, покосился фасад. Но недремлющим градозащитникам этих аргументов показалось мало.
— Мы не видим визуально никаких выраженных признаков аварийности этого здания. Видно, что оно длительное время не эксплуатируется и не ремонтируется, но таких зданий у нас в городе, к сожалению, очень много. И если бы мы каждый раз здания с облупленной штукатуркой приговаривали к сносу, то уже бы давно от исторического центра ничего не осталось, — не сомневается заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов.
Не убедительны для градозащитников ни выводы экспертов, ни согласования чиновников. Они намерены оспорить и аварийность флигеля, и проведение работ по его демонтажу. Для этого общественники запросили для анализа всю техническую документацию — а пока, даже не успев оценить её объективность и уточнить подлинность исторических конструкций, уже подали в суд. За лето надеются приостановить работы, а там уж видно будет.
— Сам факт XVIII века и даже эти конструкции, которые нам кажутся очень плохими, деревянные, то, что пристраивали, и там нет одной стены — вот в этом уже есть какой-то интерес, — говорит депутат Законодательного собрания Петербурга Оксана Дмитриева.
Правда, для Института океанологии эта внезапная защита архитектурного наследия города значит только одно: 700 кв. м, которые могли бы вскоре снова использоваться учреждением, рискуют опять простаивать без дела. Кроме того, на разработку текущего проекта реконструкции и сами работы из федерального бюджета уже выделили 200 млн рублей. Кто разработает новый проект, а заодно и снова обеспечит финансирование в случае победы градозащитников — неясно. Желающих, кроме депутатов, которые всё-таки далеки от инженерного дела, нет.