Орловский тоннель всплыл из небытия
В июне 2018 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявит конкурс на разработку предпроектной документации Орловского тоннеля. Соответствующая информация размещена в плане-графике закупок КРТИ. Выполнить работы планируется в декабре этого года.
В КРТИ 78.ru пояснили, что проект решили актуализировать, чтобы посмотреть, как его можно будет увязать со строительством Музея Блокады Ленинграда, который планируется возвести на пересечении Смольной набережной и Орловской улицы. Два объекта не должны мешать друг другу. Кроме того, задача предпроекта — рассмотреть различные варианты технологии строительства тоннеля.
Как рассказал 78.ru источник, знакомый с ситуацией, интерес чиновников к проекту вернула одна из компаний-проектировщиков из Петербурга. Она предложила технологию строительства тоннеля методом погружных секций. Это дешевле, чем проходить тоннель щитом, как при строительстве метро. После этого проект можно будет предложить потенциальным инвесторам.
Интересно, что строить Орловский тоннель методом погружных секций собирались ещё в советское время. Данная технология была отработана на Канонерском тоннеле. Но проект не числился в списке первоочередных и в итоге он оказался заброшен.
О нём вновь вспомнили в 2003 году. Строительство, в частности, лоббировала московская компания АФК «Система». Однако в итоге объявленный конкурс выиграла «Невская концессионная компания», принадлежащая французскому концерну Vinci и депутату Госдумы Виталию Южилину. На тот момент проект оценивался в 44,7 млрд рублей. Строить его предлагалось методом щитовой проходки. В 2010 году проект подорожал до 76 млрд рублей. Но в 2011 году новый губернатор Петербурга Георгий Полтавченко объявил о заморозке проекта.
— Мы в своё время отказались от Орловского тоннеля именно по той причине, что его эксплуатационные расходы и риски были сопоставимы со стоимостью строительства и превышали 100 млрд рублей. Загонять Петербург в долги у меня особого желания нет, поэтому будем искать оптимальный вариант, — заявил Георгий Полтавченко в интервью информагентствам полторы недели назад.
Стоит отметить, что вариант моста в этом месте не рассматривается из-за того, что высокий неразводной мост неизбежно вторгнется в исторические панорамы, а разводной крайне затруднит судоходство на и так сложном для судов участке Невы.
— Способ погружных секций — очень перспективный, сравнимый по стоимости с возведением моста. Более 300 тоннелей в мире построено этим способом. Он даёт самую маленькую протяжённость подводной части, позволяя выйти даже на набережные, — объясняет завкафедрой «Тоннели и метрополитены» Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Ледяев.
То есть тоннелю не придётся «выныривать» в обжитых территориях и зелёных зонах. Проект десятилетней давности критиковался, как раз за это.
Полезным считает проект Орловского тоннеля эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников. Однако он обращает внимание на вопрос приоритетов.
— У нас в городе постоянно недостаёт денег на строительство дорогой транспортной инфраструктуры, — говорит эксперт. — И поэтому мне кажется, что нужно строить те объекты, которые показывают наибольшую эффективность с точки зрения того, какой пассажиропоток они могут обеспечивать. И в этом плане любая автодорога, даже скоростная, всегда проиграет, например, линии метрополитена.