Поезда станут как самолёты. Далеко ли до ЖД-дискаунтеров?
«Российская газета» опубликовала закон, разрешающий продавать на железнодорожном транспорте России так называемые невозвратные билеты. Официальная публикация документа означает, что он уже точно вступит в силу, правда, произойдёт это с 1 января 2019 года — так записано в тексте закона. Таким образом у железнодорожников будет время подготовиться.
Невозвратными билетами называют проездные документы, которые пассажир не может сдать обратно, если вдруг он решил по какой-то причине отказаться от поездки. Такая практика существует во многих странах. Как правило, невозвратные билеты продаются по самым дешёвым тарифам, так как во все остальные тарифы перевозчик вынужден закладывать свои риски по возврату билета. Ведь если место передумавшего в последний момент пассажира не займёт другой, то в поездку отправится пустое кресло.
В России долгое время перевозчикам запрещали продавать невозвратные билеты. Это мотивировалось заботой о правах потребителей, ведь у граждан есть право вернуть в магазин многие виды купленных товаров. А билет — тот же самый товар. Но в 2014 году запрет на воздушном транспорте России был отменён, чем пользуются практически все авиакомпании, работающие в стране. Особенно популярна такая практика у авиакомпаний-дискаунтеров.
Теперь очередь дошла и до железных дорог. Сейчас пассажир, отказавшийся от поездки более чем за восемь часов от отправления поезда, получает обратно полную стоимость билета. Если до отправления осталось меньше времени, то часть стоимости с него удержат. Но какие-то деньги за неиспользованный билет можно вернуть, даже если сдать его после отправления поезда. Так или иначе, правом сдать купленный билет пользуются порядка 8% пассажиров, сообщили 78.ru в пресс-службе ОАО «Федеральная пассажирская компания» («дочка» РЖД).
В новых правилах при покупке невозвратных билетов пассажир застрахован только от форс-мажора. Ему должны будут вернуть деньги в случаях внезапной болезни его или совместно следующего члена семьи, смерти члена семьи, травмирования пассажира в результате несчастного случая, отмены или задержки отправления поезда.
ФПК уже прорабатывает механизм реализации нового закона, отметили в компании. Железнодорожники провели опрос пассажиров и более 60% от числа опрошенных выразили готовность купить «невозвратный билет».
— Сроки технической готовности пока не определены, однако уже сейчас специалисты компании отмечают, что основным отличием «невозвратного билета» от обычных будет являться дифференциация в цене между «возвратным» и «невозвратным» тарифами, в том числе в виде скидки, — отметили в ФПК.
В последние годы РЖД активно экспериментируют с тарифами в рамках имеющихся возможностей, напоминает заместитель директора Санкт-Петербургского института транспортных систем Елена Ногова.
— Сейчас активно используется так называемое динамическое ценообразование, и стоимость билета определяется очень гибко. Когда вы заранее покупаете билет, получается в два - два с лишним раза дешевле. Кроме того, это зависит от дня и времени суток. Если появится ещё одна возможность привлечь пассажиров, РЖД, безусловно, этим воспользуются. Но я думаю, что это будет введено не на всех направлениях и не на всех поездах, — говорит она.
Невозвратные билеты покроют часть издержек РЖД, но совершенно не обязательно приведут к снижению цен, считает эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Виктор Орлов.
— Скорее всего, как итог получится косвенное увеличение цен, — рассуждает он. — Первоначально это будет показано как снижение цены на конкретную категорию невозвратных билетов, а в итоге всё сведется к тому, что нынешний возвратный тариф превратится в невозвратный. Я думаю, что процентов 95 пассажиров будут покупать эти билеты. В итоге всё равно какая-то часть не поедет и не получит никаких денег. А РЖД ничего не потеряет как минимум, а как максимум продаст заново.
Между тем, введение невозвратных билетов может иметь ещё одно важное последствие. Как уже сообщал 78.ru, правительство России намерено создать на железных дорогах страны конкурентную среду, выставляя каждый маршрут на торги. Возможность продавать невозвратные билеты должна повысить привлекательность железнодорожных перевозок для частных компаний-перевозчиков.
— Таким образом подготавливается площадка для конкуренции между отдельными перевозчиками, — объясняет Виктор Орлов.
Но в индустрии пассажирских перевозок есть и ещё один инструмент снижения расходов перевозчиков. Это так называемый овербукинг — право продавать большее количество билетов, чем мест на рейсе. Таким образом перевозчик получает гарантированно заполненный салон, а не поместившиеся пассажиры отправляются следующим рейсом и получают компенсацию. В России овербукинг запрещён, но чиновники обсуждают возможность его введения. Реформа железнодорожного транспорта может подстегнуть этот процесс.