Как законодатели «сливают» пиво перед ЧМ
В январе этого года болельщики 32 стран мира (именно столько национальных команд примут участие в ЧМ-2018) узнали, что им разрешат пить пиво на российских стадионах Чемпионата мира по футболу. Все остальное время алкоголь на спортивных объектах в нашей стране, как известно, запрещен. И это единственная радостная новость для тех болельщиков, кто не представляет футбола без пива.
За несколько месяцев до Мундиаля у российских чиновников и депутатов начался настоящий законодательный зуд, направленный на регулирование пивного рынка.
Так, в правительстве готовят предложения по введению лицензирования и маркировки пивных напитков. Это значит, что все пивоваренные компании должны будут получать лицензии и клеить на свою продукцию акцизные марки. Эксперты констатируют: для крупных пивоваренных компаний это, в общем не проблема, а вот маленькие пивоварни могут не потянуть новых обязанностей и закрыться.
— Серьезное усиление административной нагрузки не может решить задачу борьбы с единичными случаями уклонения отдельных участников рынка от уплаты налогов. По опыту крепкого алкоголя можно утверждать, что лицензирование не решает проблем теневого сектора, но создает серьезные трудности для легальных участников рынка, — заявил по этому поводу Союз российских пивоваров.
Тем временем, по данным газеты «Известия», Росалкогольрегулирование хочет запретить продавать пиво индивидуальным предпринимателям. Таким образом планируется нанести удар по теневому рынку. Возможный эффект — закрытие множества маленьких магазинчиков, оформленных на ИП, для которых пиво — значительная статья дохода.
Продажу пива на вокзалах, обслуживающих спортивные делегации, в течение всего ЧМ ввели РЖД. Депутатам этого мало. Они хотят запретить продажу пива в жилых домах и на придомовых территориях. Формально, инициатива никак не связана с Чемпионатом, просто почему-то так совпало.
Депутаты наступают на пиво и с другой стороны. Им не дают покоя пластиковые «баклажки», позволяющие гражданам закупиться сразу серьезным объемом напитка. В 2017 году уже запретили тару более полутора литров, теперь же предлагается постепенно запретить все, что превышает стандартные «ноль пять».
К слову, если одним не нравится пластиковая тара, то другим — стеклянная. В Петербурге в окрестностях фан-зоны на Конюшенной площади запретят продажу напитков в стекле.
Еще один фронт борьбы с пивом — рекламный. Здесь тоже депутаты переходят в наступление. «Справедливая Россия» готовит законопроект, запрещающий скрытую рекламу пива во время спортивных трансляций. Депутаты хотят пресечь ситуации, когда в кадр «случайно» попадает рекламный щит с пивным брендом. Как именно — пока неизвестно.
Наконец, в Роскачестве внезапно озаботились качеством самого напитка. Там разработали новый ГОСТ на светлое пиво. Одно из кардинальных отличий от прежнего — пивная пена должна держаться в стакане четыре минуты, а не три как раньше. Так что болельщикам, желающим удостовериться в качестве пива, придется запастись терпением.
Специалисты отмечают, что многие из этих инициатив высказывались и раньше. Просто ЧМ может стать удобным поводом для того, чтобы наконец провести их в жизнь.
— Нет никаких сомнений в том, что будут введены лицензирование, маркировка и запрет на продажу пива индивидуальными предпринимателями, — уверен глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Он указывает на то, что производство пива в России значительно превышает производство всех остальных напитков (8 млрд литров в год против 2,5 млрд литров), а регулируется пивной рынок более либерально.
— Весь прочий алкоголь регулируется иначе. Он находится в жестких «ежовых рукавицах». И государство хочет единообразия, чтобы и каждая бутылка пива была учтена, — объясняет Вадим Дробиз.
Участники рынка оценивают большинство инициатив критически.
— Все эти инициативы негативно повлияют на малый бизнес, который начал развиваться в России лет пять назад. У нас появились новые интересные мини-пивоварни, которые производят продукты мирового качества. По техническим своим особенностям они в принципе не могут пройти лицензирование. Отрасль и так зарегулирована уже до невозможности теми же акцизами. Ни в одной другой стране мира такого нет, — сетует владелец Василеостровской пивоварни Николай Митчин.
Впрочем, от самого Чемпионата мира бары и пивоваренные компании ждут все-таки позитивных для себя итогов.
— Конечно, надежда есть, хочется верить в то, что июнь будет лучше чем обычно, — говорит Николай Митчин.