Русский музей: место встречи ангелов и запорожцев
Император-коллекционер
Мысль о создании музея, полностью посвященного русскому искусству, появилась в империи еще в середине XIX века. Интеллигенция того времени считала, что это подтвердило бы «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном мире».
Зеленый свет давно назревшей идее дал Александр III, который по любви к искусству уступал разве что создательнице Эрмитажа Екатерине II. Современники рассказывали, что Гатчинский замок, где он жил, больше походил на склад картин и скульптур. Впрочем, и в других дворцах императорские коллекции помещались с трудом.
Специально для нового музея собирались построить отдельное здание. Оно бы разместилось рядом с Академией художеств. К 1895 году уже были готовы его планы и смета. Однако в октябре 1894 года Александр III скончался, так и не увидев воплощения своей идеи.
Августейшие управляющие и печники в форме
Закончить дело отца решил Николай II. Правда, под хранилище коллекции он приспособил Михайловский дворец, который в 1895 году продали казне правнуки Павла I. Император предписал Главному Казначейству создать специальный кредит для переоборудования здания и поддержания коллекции.
За год до открытия был утвержден штат нового музея. Его управляющий назначался царским указом и непременно должен быть членом Императорского Дома. На работу принимались лучшие из лучших, у многих из сотрудников было несколько высших образований. Строгие правила существовали и для простых служащих. Даже печники и столяры обязаны были ходить на работу в форме.
Наконец все было готово и в марте 1898 года Русский музей открыл двери для публики. С самых первых дней посетители могли рассмотреть «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Запорожцев» Ильи Репина. Лучшие полотна разместили на втором этаже, в самом большом зале со стеклянным потолком. Раньше здесь располагался дворцовый театр.
Новая композиция в залах и на холстах
Под присмотром императорской семьи музей спокойно работал без малого 20 лет. Интересно, что революция 1917 года стала для собрания не порой потрясений, а, наоборот, заметно расширила его фонды. В коллекцию передавали национализированные предметы искусства. Именно в эти годы полотна расположили в привычной нам исторической последовательности, а также в зависимости от художественной школы, к которому принадлежит памятник.
После революции коллекция продолжила расти. В 1926 году В Русском музее сформировалось крупнейшее в мире собрание русского aвангарда. В залах и по сей день выставлены картины всемирно известных представителей жанра. Чего стоит один из вариантов «Черного квадрата» Каземира Малевича или «Прогулка» Марка Шагала. Не стоит забывать и про полотна Василия Кандинского и Павла Филонова.
Коллекция, разделенная войной
Блокада Ленинграда стала тяжелым испытанием и для сотрудников музея. Им необходимо было в самый короткий срок подготовить к отправке в Молотов (Пермь) главные сокровища музея. Гигантский «Последний день Помпеи» и «Заседания государственного совета» освободили от рам и намотали на специальные валы. Уже в таком виде отправили в эвакуацию 60 крупнейших полотен музея.
Всего в Молотов вывезли порядка 26 тысяч произведений искусства. Там коллекцию музея разместили в Спасо-Преображенском соборе. Несколько лет под его крышей ютились экспонаты и их хранители. Интересно, что в этом же храме хранились и ценности, вывезенные из московских музеев. Чтобы не запутаться и не потерять драгоценные экспонаты, заведующий отделом русской живописи Русского музея Алексей Савинов даже составил специальную схему церкви.
Как ни старались сотрудники музея, эвакуировать всю коллекцию не удалось. В Ленинграде осталось почти 300 тысяч экспонатов. Сложнее всего было со скульптурой. Большую часть спрятали в подвале Михайловского дворца. Но знаменитую «Анну Ивановну с арапчонком» Франческо Бартоломео Растрелли так укрыть не удалось. Десятитонную фигуру спустили по Парадной лестнице в Михайловский сад и там уже аккуратно закопали, разбив над ней клумбу.
Невероятно, но за всю блокаду в Михайловский дворец не попало ни одной бомбы. Все же здание серьезно пострадало от взрывных волн. В конце 1944 года, когда стало известно о возвращении из Молотова его коллекций и сотрудников, начался ремонт. Планировалось, что музей откроется 9 мая 1946 года, однако дел было настолько много, что полноценно работать он начал только к 5 ноября.
Музей пяти дворцов
Начинавшийся с одного Михайловского дворца Русский музей сегодня включает в себя также Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский замок и павильоны при нем, Летний дворец и Домик Петра I, а также корпус Бенуа. Кроме того, в ведении ГРМ находятся Летний и Михайловский сады. Не нужно забывать и об испанском филиале музея в Малаге.
Музей стал именно тем, чем задумывал его Александр III: крупнейшим в мире собранием русского искусства. Сегодня коллекция насчитывает свыше 400 тысяч экспонатов. Она охватывает все исторические периоды и направления русского искусства. Посетителей ждут экспонаты, представляющие более чем тысячелетнюю историю русского искусства.
Надо отдать должное и посетителям, они не оставляют музей без внимания. Вспомнить хотя бы гигантские очереди на выставку Айвазовского, в которых стояли самоотверженные ценители искусства морозной зимой прошлого года. Для удобства гостей выставочные площади Михайловского дворца собираются расширить за счет внутренних дворов.