Экономия на транспондерах оказалась профанацией

12 фев, 13:02
Александр Лобановский
Соглашения об интероперабельности, подписанные операторами платных дорог, работают не в пользу водителей.
Фото: пресс-служба ГК "Автодор"

Месяц назад водителям пообещали, что они смогут ездить по всем платным дорогам России, пользуясь транспондером любого оператора.

— С 15 января 2018 года на всех платных дорогах страны можно будет расплатиться за проезд любым транспондером, независимо от того, какой оператор его выпустил, — заявляла государственная компания «Автодор».

Такую возможность в «Автодоре» называли интероперабельностью. Разговоры об этом шли весь прошлый год. Интероперабельность преподносилась как новая веха в развитии «умных» дорог России. Но реальное воплощение этой идеи оказалось совсем не таким, на которое рассчитывали водители.

Транспондер представляет собой электронное устройство, которое закрепляется на лобовом стекле автомобиля. Его владелец перечисляет деньги на специальный электронный кошелек и при проезде пункта оплаты они списываются. Такая форма оплаты, как правило, значительно выгоднее для водителей. Например, на Западном скоростном диаметре (ЗСД) тарифы при оплате транспондером, в среднем, на 50% ниже, чем при оплате наличными.

Фото: instagram.com/tpassme

Логично было ожидать, что соглашения об интероперабельности, которые подписали между собой операторы разных платных дорог, позволят водителям иметь такую же скидку и на других дорогах. Но это оказалось не так.

— Транспондер, дающий скидку 50% на обходе Волочка, на участке 15-58 никакой скидки не дает, — пишет на специализированном форуме пользователь Олег.
— На участке М-11 км 15 — км 58 скидки по транспондеру от ЗСД нет, т.е. стоимость проезда как при оплате наличными, — отвечает ему sermat.

Речь идет об участке строящейся платной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург с 15 по 58 км. Его построила и эксплуатирует «Северо-Западная концессионная компания». Она же устанавливает тарифы и выпускает свои транспондеры, дающие скидку в размере 20%.

— Скидки по транспондеру сторонних операторов не предоставляются, — подтверждает официальный сайт компании.

Кроме нее на М-11 в качестве оператора работает ГК «Автодор» (участки в Тверской области). И она тоже дискриминирует владельцев «чужих» транспондеров, предоставляя им скидку не более 20%, в то время, как по «своим» устройствам — до 50%.

Северные же участки трассы М-11 строит компания «Магистраль двух столиц». В ней заявляют, что на своих участках пока готовы использовать транспондеры и тарифы «Автодора». Но только пока.

— Пока предполагается, что эмитентом транспондеров будет «Автодор». Может быть, со временем это изменится, — сказал 78.ru представитель компании.

Наконец, на ЗСД по «чужим» транспондерам можно получить скидку всего 15%.

Фото: flickr.com   Alexey Ivanov
Фото: flickr.com / Alexey Ivanov

Все вышеперечисленные платные дороги представляют собой единый транзитный коридор из Москвы через Петербург на трассу «Скандинавия». Планируется, что он заработает в полном объеме уже в этом году. И чтобы воспользоваться им по приемлемой цене, водителям придется вешать на лобовое стекло сразу три, а то и четыре разных транспондера.

— Естественно, если тарифы не одинаковые, то это соглашение выгодно только для операторов дорог, у которых оплата происходит в безналичной форме, но никак не для водителей, — комментирует председатель координационного совета по СПб и ЛО МООА «Свобода выбора» Александр Холодов. — Водители покупают транспондеры не потому, что им нравится что-то размещенное на стекле, а для того, чтобы тариф иметь меньше. Поэтому если транспондер не будут выполнять в полной мере все пожелания водителей — то это профанация, конечно.
Другое по теме