Как Петербург превращается в Атлантиду

6 фев, 18:02
Александр Саблин
Бобры топят Лисий Нос, река Ижора залила улицы в Колпинском районе, а Финский залив метр за метром отвоевывает территории у Курортного района. Спасение Петербурга от водной стихии оценивают в 20 млрд рублей.
Фото: globallookpress.com

За 300 лет Петербург пережил не одно разрушительно наводнение, а в последнее время все чаще приходится слышать, как город в буквальном смысле уходит под воду. Реки выступают из берегов, а Финский залив стремительно накатывает на побережье. Отчасти эти процессы имеют различную природу. Наиболее остро обстоит ситуация с заливом. Специалисты рекомендуют принимать срочные меры, пока не стало слишком сложно. Но обойдутся они недешево – в 20,4 млрд рублей.

Бобры атакуют Лисий Нос

Водная стихия давно беспокоит жителей Лисьего Носа. Заливает и прилегающие леса, и улицы, и частные участки. 6 февраля проблему регулярных подтоплений обсуждали на заседании профильной комиссии городского парламента по экологии. Особенно остро проблема стоит в период весенних паводков.

Фото: globallookpress.com/ Kurt Kracher

Ранее в администрации Приморского района заявили, что во всем виноваты бобры, которые строят на водоотводящих канавах свои плотины. На этот раз пришли к выводу о том, что проблему следует решать комплексно. Мелиоративная система в окрестных лесах требует модернизации, но также необходимо срочно строить в поселке центральную канализацию. В муниципальном образовании Лисий Нос заверили, что работы по прокладке канализации начнутся уже в марте.

Ледоколы спешат на помощь

Река Ижора неспокойна и без бобров. Недавно она выходила из берегов, затопив улицу в поселке Усть-Ижора. Спасать ситуацию пришлось сотрудникам «Водоканала». На территории Ленобласти ситуация еще сложнее, особенно в районе города Отрадное. Специалисты отмечают, что к 6 февраля уровень воды в реке достиг 461 см, значительно превысив критическую отметку в 420 см. Этому во многом способствовали обильные осадки, которые практически не прекращались на протяжении нескольких дней.

Фото: пресс-служба ГУП ПИЛАРН
Фото: пресс-служба ГУП ПИЛАРН

Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, бороться со стихией отправили ледокол «Невская застава». Он разбивает зажоры в устье реки Ижоры. На помощь также выступили корабли Ленинградской военно-морской базы. Для жителей на всякий случай подготовили два пункта временного размещения.

Финский залив наступает

Но острее всего в плане долговечных последствий дела обстоят на побережье Финского залива. За ближайшие сто лет вода может отодвинуть береговую полосу на расстояние до 200 метров. Участившиеся шторма и добыча песка в прибрежной зоне способствуют ухудшению ситуации. При этом, как отмечают специалисты, для Петербурга характерны береговые линии с рыхлой породой, которые всегда нестабильны.

– Теплые зимы, а как следствие, отсутствие льда на Финском заливе, приводят к тому, что на море почти всю зиму – открытая вода, которая обрушивается на берега всей своей массой. Ноябрьские и декабрьские штормовые волны носят разрушительный характер для пляжей, – рассказал 78.ru зампредседателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Серебрицкий.
Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

По его словам, наиболее заметны разрушения берегов в Курортном районе. А защитные меры, которые применялись в предыдущие годы, не всегда эффективны. В частности, не оправдали вложений буны – специальные береговые укрепления, защищающие от наносов.

– Валунные буны, широко примененные на берегах Курортного района в настоящее время в большинстве случаев не функционируют, а оказанное ими воздействие на прилегающий пляж с прилегающей стороны, как правило, отрицательное. В результате дефицита осадочного материала на берегу и подводном береговом склоне буны не могут полноценно удерживать пляж от размыва, а плохая сохранность валунных бун также не дает пляжеудерживающего эффекта. Море забирает с собой песок, оставляя взамен валуны и камни, –отмечает чиновник.

Что делать, чтобы не тонуть?

У ученых есть решение, но оно стоит немалых финансовых вливаний. Городу нужны песчаные пляжи и специальные берегозащитные сооружения.

– При грамотном распределении песка и установки волнорезов можно не только спасти то, что сохранилось на сегодняшний день, но и сделать так, что береговая зона начнет сама себя восстанавливать, – отмечают в комитете по природопользованию.

Проект Концепции по берегозащите восточной части Финского залива и водных объектов Петербурга был разработан еще в 2014 году. Тогда необходимые затраты оценили в 20,4 млрд рублей. При этом потенциальный ущерб, по подсчетам чиновников, может потянуть на 154,5 млрд. 2,5 млрд потребуется только на защитные меры на территории Курортного района.

Фото: flickr.com  Leo-setä
Фото: flickr.com/ Leo-setä

Однако спустя три года, кажется, перспективы реализации всех этих благих намерений так и не стали существенно ближе. Региональные власти отмечают, что этот вопрос находится в федеральном ведении.

– Согласно действующему водному законодательству, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации их последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ, отнесено к полномочиям органов государственной власти, – заявили в комитете.

При этом губернаторы Петербурга и Ленобласти лишь в июне 2017 года отправили совместное обращение в Совет Федерации с просьбой о помощи. В ноябре комитет Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию провел по данному вопросу совещание. Решено обратиться в правительство РФ с предложением рассмотреть вопрос о целесообраности разработки специальной федеральной целевой программы «Защита морских побережий от опасных природных явлений».

Фото: globallookpress.com  Sergei Gussev
Фото: globallookpress.com/ Sergei Gussev

Процесс решения вопроса остановился именно на этот этапе. И если все бюрократические стадии и дальше будут проходить столь же медленно, слова об Атлантиде постепенно будут превращаться из метафоры в печальную реальность.