ТОП-5 петербургских разработок для российского военно-морского флота

12 янв, 13:01
Александр Саблин
Триста лет назад Петербург включился в работу по созданию военного флота страны. Традиции продолжают современные верфи и конструкторские бюро. 78.ru изучил текущие и перспективные проекты, реализуемые на невских берегах.
Северная верфь/ Фото: nordsy.spb.ru

Российские вертолетоносцы на зависть французам

Вскоре после демарша французов, отказавшихся отдавать нам «Мистрали», в России представили отечественный проект универсального десантного корабля типа «Прибой». Он разработан Невским проектно-конструкторским бюро. Строительство также начнется в Петербурге - в 2020-м году на судостроительном заводе «Северная верфь». Головной корабль будет готов к 2024 году, а второй вертолетоносец в 2026-м. Основу авиагруппы составят вертолеты Ка-52К.

Фото: vk.com/geopolitika_analitika

Осадка российского корабля составит 5 метров против 6,3 у «Мистралей», что позволит более эффективно маневрировать в прибрежной зоне, где часто встречается мелководье. Длительность автономного похода «Прибоя» составит более двух месяцев, и по этому показателю он также опережает французского конкурента. По дальности плавания, а также крейсерской и максимальной скорости наблюдается примерный паритет.

Создание авианосной группы

В ближайшие годы Россия намерена строить авианосцы, которые обеспечат возможность военного присутствия в любой точке планеты. Крыловский государственный научный центр в Петербурге разработал проект перспективного многоцелевого тяжелого авианосца «Шторм». Он получит ледовый класс и сможет выполнять боевые задачи в Арктической зоне. Длина авианосца составит 330 метров, а авиагруппа – 90 единиц техники. Противовоздушную оборону обеспечат корабельные версии ЗРК С-500.

Фото: vk.com arsenalkapterka
Фото: vk.com/arsenalkapterka

Параллельно Крыловский центр ведет разработку легких авианосцев. Пока готова лишь концепция. Как отметил вице-премьер Дмитрий Рогозин, строительство кораблей также могут поручить Петербургу. Его планируется начать в середине 20-х годов.

Эсминцы для дальней зоны

Вслед за вертолетоносцами на «Северной верфи» приступят к строительству перспективных эсминцев «Лидер» для дальней морской зоны. Эскизный проект был утвержден Министерством обороны в августе 2017 года. Его представило эскизно-проектное бюро «Северное» в Петербурге. Корабли нового поколения призваны заменить сразу три класса: эскадренные миноносцы проекта 956, большие противолодочные корабли проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164.

Фото: militaryrussia.ru
Фото: militaryrussia.ru

Эсминец будет вооружен противокорабельными ракетами, крылатыми ракетами для ударов по наземным целям, а также перспективными комплексами ПВО и ПРО. Также корабль получит авиагруппу из двух-трех вертолетов.

Укрепление подводного флота

В настоящее время петербургским конструкторским бюро «Малахит» ведется разработка подводных лодок пятого поколения «Хаски». В этом году проект планируется представить Министерству обороны. Разрабатываются сразу три варианта: атомная подводная лодка, атомная подводная лодка с крылатыми ракетами и атомная подводная лодка с баллистическими ракетами.

Фото: malachite-spb.ru
Фото: malachite-spb.ru

Субмарины будут иметь водоизмещение до шести тысяч тонн и использовать передовые технологии по уменьшению шума. Их планируется осмастить гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон» и межконтинентальными баллистическими ракетами.

Все классы подводных лодок, которые строят в настоящее время, также разработаны в Петербурге. Проекты ракетных подводных крейсеров «Борей», дизель-электрические подводные лодки «Лада» и дизельные подлодки «Варшавянка» готовили в ЦКБ «Рубин». Серию многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами «Ясень» разрабатывал «Малахит».

Фото: malachite-spb.ru
Фото: malachite-spb.ru

Строительство подлодок проектов «Варшавянка» и «Лада» ведется на «Северных верфях». В 2016 году флаг был поднят над дизель-электрической подводной лодкой Б-271 «Колпино», в прошлом году заложена очередная субмарина этого проекта Б-274 «Петропавловск-Камчатский». А в этом году планируется спустить на воду дизель-электрическую подводную лодку Б-586 «Кронштадт».

Сторожевые корабли для ближней и дальней зоны

Современные фрегаты для дальней морской зоны проекта 22350 разработаны в Северном проектно-конструкторском бюро, а тендер на строительство выиграла «Северная верфь». Головной корабль этого проекта «Адмирал флота Советского Союза Горшков» стал первым надводным боевым кораблем, заложенным в России после распада СССР. Его спустили на воду в 2010 году. В ближайшее время планируется передать флоту второй фрегат «Адмирал флота Касатонов». Предполагается, что в будущем эти фрегаты станут основными российскими военными кораблями дальней морской и океанской зоны.

Фото: nordsy.spb.ru
Фото: nordsy.spb.ru

А основой ВМФ России в ближней морской зоне призваны стать малые сторожевые корабли с управляемым ракетным вооружением проекта 20380. В 2009 году 23 сотрудника «Северной верфи» были удостоены медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за создание головного корвета «Стерегущий». С тех пор флот принял на вооружение четыре новых корабля данного проекта, а в текущем году компанию им составит еще один – корвет «Громкий».