От женских гаданий до мужского травести: рождественские традиции старого Петербурга
Подарки от Деда Мороза
Сейчас он приходит к детям на Новый год, а раньше подарки дарили именно к Рождеству. Сказочный персонаж, аналогичный западному Санта-Клаусу, прижился в городе на Неве не сразу, но уже во второй половине 19 века стал постепенно входить в обиход.
Звезда не на елке, а на шесте
Еще одна традиция была связана с рождественской звездой. Той самой, которую увидели волхвы. Несколько взрослых с детьми наклеивали звезду из фольги на шест и с черного хода проникали в помещения. По дороге пели рождественский тропарь. Гостей встречали щедрыми угощениями.
Детское Рождество
Часто для детей устраивали отдельный праздник уже на следующий день после Рождества. А еще иногда делали отдельное Рождество для детей прислуги. Эта традиция описывается в одной из сказок неизвестного автора, которую теперь включают в популярные детские хрестоматии. Она так и называется «Две елки».
Святки и колядки
Колядование имеет древние языческие корни, но с распространением христианства приняло новую форму. Группа людей наряжалась в различные костюмы, а потом с песнями и плясками обходила дома. И здесь гостей также было принято щедро угощать.
Императорское травести
Рождество отмечали в крестьянский хатах и в пышных дворцах. И здесь гости тоже практиковали переодевания, подчас весьма смелые. Часто цитируют воспоминания фрейлины и тезки Екатерины Второй Екатерины Волконской, которая описывает Рождество 1765 года:
«Императрица во всех этих играх сама быть изволила и по-русски плясала вместе с графом Паниным, во время этих увеселений вышли из утренних государевых покоев семь дам: это были в женском платье граф Григорий Орлов, Строганов, Головин, Пасек, шталмейстер Нарышкин, камер-юнкеры: Баскаков, князь Белосельский. На всех были кофты, юбки, чепчики. Князь Белосельский был проще всех одет, так как представлял гувернантку и смотрел за прочими дамами. Ряженых посадили за круглый стол, поставили закуски, подносили пунш, и потом все плясали и шалили».
Святочные гадания
Сразу после Рождества девушки начинали гадать. Считалось, что Святки – самое лучшее время, чтобы узнать своего суженого. Эта традиция широко воспета в классической русской литературе от Жуковского до Толстого. И хотя Церковь никогда подобное не одобряла, соблазн взглянуть за завесу тайны для юного девичьего сердца был всегда слишком велик.