В Петербурге феноменально выросло количество автомобилей
Сколько автомобилей в Северной столице
Количество автомобилей в Петербурге за год увеличилось на 317 тысяч и достигло 2,4 млн. Речь о числе транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД. Именно по этому показателю обычно и ведется статистика. Прирост составил 16%. Столько же, сколько за период с 2012-й по 2016-й годы. По Ленинградской области цифры выглядят еще более рельефно. С 2014 по 2016 год количество зарегистрированных машин практически не менялось, оставаясь на уровне 739 тысяч. А в 2017 году неожиданно произошел скачок до 807 тысяч. Прирост – 9%. Меньше, чем в ближайшем мегаполисе, но тоже неплохо.
На авторынке в этом году действительно наблюдается серьезный скачок вверх. Продажи новых машин в Петербурге увеличились на 14%. В основном эта прибавка обеспечена более лояльной банковской кредитной политикой. Примерно 60% сделок совершается за счет заемных средств. Только за первые десять месяцев 2017-го года петербуржцы взяли в кредит на покупку машин 31 млрд, на 41,4% больше, чем год назад. В Ленобласти аналогичный показатель возрос и вовсе на 46% - с 5,5 до 8 млн.
- Многие жалуются на пробки, обвиняя кого угодно, но только не себя. Ну, так вот. Автомобилей в Санкт-Петербурге и Москве с каждым годом становится все больше, - так статистику прокомментировал координатор «Синих ведерок» Георгий Кокорин.
Откуда в Петербурге берутся машины
В беседе с корреспондентом 78.ru он подчеркнул, что частично цифры могут объясняться изменением правил регистрации автомобилей, которые произошли несколько лет назад. Теперь их можно ставить на учет в подразделении ГИБДД любого региона. Это особенно удобно для тех, кто приезжает покупать машины в Петербург из других городов страны. Однако, по словам Георгия Кокорина, это лишь отчасти объясняет 300-тысячный прирост, а реальное увеличение количества транспортных средств видно и невооруженным глазом – на дорогах не протолкнуться.
Автоэксперт Виталий Новиков согласен с тем, что автомобилей в городе в последнее время стало намного больше. Хотя и нашел еще несколько побочных причин, которые могли отразиться на конечной статистике.
- Раньше все такси были зарегистрированы в Московском регионе. Я выступал инициатором того чтобы их перерегистрировали в Санкт-Петербурге. К примеру, Яндекс-такси все на петербургских номерах, а раньше были на московских. В общей сложности здесь речь может идти о 10-20 тысячах машин, - отмечает эксперт.
Он также обратил внимание на прирост у сервисов доставки и увеличение числа внутренних мигрантов, а также предложил приглядеться к госзаказу.
Чиновники действительно любят заказывать себе машины за государственный счет, но ничего феноменального в сравнении с предыдущими годами в Петербурге не происходило. Постоянное население города с 2012 года увеличилось на 200 тысяч или на 4%, а число машин за тот же период практически на треть. Неужели покупать действительно стали намного больше и именно в 2017-м году?
От большой лжи до макростатистики
В то же время в абсолютных цифрах за первые 10 месяцев текущего года в Петербурге продано 110 тысяч новых автомобилей. Еще примерно в полтора раза больше на вторичном рынке. Но ведь и в прошлом году эти цифры были хоть и немного меньше, но вполне сопоставимыми. Также как и два-три года назад. Увеличение ежегодного прироста с 58 до 317 тысяч зарегистрированных автомобилей всего за год они ничуть не объясняют. Ведь зачастую покупатель приобретает новую машину вместо старой, которую с учета снимает.
- Есть ложь, есть большая ложь и есть статистика, - сыронизировал член координационного совета организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.
Он подчеркнул, что Петербург является центральным авторынком для целого ряда соседних регионов. В то же время машины разрешили регистрировали в любом регионе еще в октябре 2013 года. Почему же прирост произошел только сейчас?
- Пока все разобрались, пока разобралось МРЭО, пока люди поняли, что так вообще можно делать, - рассуждает эксперт.
Куда машины годами пропадали
За подтверждением этой гипотезы мы обратились к статистике по количеству зарегистрированных машин в соседней Псковской области. И действительно, несмотря на то, что продажи автомобилей растут по всей России, в 2017 году количество зарегистрированных машин там незначительно снизилось – с 372 до 371 тысячи.
- Второй фактор – изменение процедуры снятия автомобиля с учета. Раньше нужно было снимать, продавать, а потом ставить на учет. Когда машина снята с учета, транспортный налог не начисляется. Была категория граждан, которые снимали автомобили с учета и ездили, или покупали их и не ставили на учет. За это был предусмотрен штраф, но он небольшой, - отмечает Александр Холодов.
Теперь же с учета автомобили снимают только для продажи за границу или чтобы сдать в утиль. Эксперт также согласен с тем, что на статистику влияет внутренняя миграция. Но связано это, по его мнению, не столько с приростом числа гостей из других регионов, сколько с уже упоминавшимися особенностями регистрации машин.
Не секрет, что многие не спешат с получением питерской прописки, даже если проводят в городе достаточно много времени. Раньше таким людям при покупке автомобиля приходилось ехать на родину и регистрировать его там. Теперь же можно делать это на месте.