Смольный перекладывает туалетные расходы на клиентов
Пусть платит тот, кто пользуется
Власти Петербурга решили сократить расходы на общественные туалеты. Субсидия «Водоканалу» на обслуживание сети уборных в 2018 году уменьшится почти на четверть – с 276 до 211 млн рублей. Такие цифры заложены в проект бюджета, который уже прошел первое чтение в петербургском парламенте.
Раз уж решили во что бы ни стало экономить на гигиене, то добиться этого можно было двумя способами – сдать часть существующих модулей в утиль или переложить часть расходов на горожан и туристов. Из двух непопулярных решений Смольный выбрал последнее, повысив стоимость посещения туалетов, причем весьма радикально. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению летом распорядился с 1 августа увеличить максимальный тариф в полтора раза – с 20 до 30 рублей.
Впрочем, экономить решили не только на субсидии. Отчисления на капремонт туалетов в 2018 году уменьшаются с 30,5 до 15 млн рублей, на приобретение новых модулей – с 44,5 до 6 млн. В целом расходы на туалеты сокращаются на 120 млн.
Памятников много, туалетов мало
На сегодняшний день в Петербурге дворцов и прочих памятников больше, чем туалетов. И непонятно, радоваться или огорчаться такому парадоксу. Впервые проблему широко поставили еще при Валентине Матвиенко. Она признала, что туалетов в городе не хватает, и рассказала, к каким медицинским проблемам приводит слишком длительное воздержание. Решение было подготовлено со свойственным бывшей градоначальнице размахом – выделить миллиард рублей и довести число общественных уборных до полутора тысяч. Отдельным постановлением кафе и ресторанам рекомендовали пускать справить естественные нужды всех страждущих.
Однако довести эти благие начинания до логического завершения тогда либо не смогли, либо не успели. Спустя десять с лишним лет число городских общественных туалетов едва перевалило за 750. Это вдвое меньше, чем было нужно даже тогда. А с тех пор и население города выросло, и туристов стало больше.
По-прежнему актуальна и проблема территориальной доступности. До сих пор модули отсутствуют даже у некоторых станций метро, а если человека ветром занесло чуть подальше от вестибюлей подземки и исторического центра, то становится совсем печально. Выручает разве что мобильное приложение с картой от «Водоканала»: через пятьсот метров поверни направо, дальше вперед еще два километра, и тебя ждет долгожданный успех, который обойдется в 30 рублей.
А если туалета рядом нет?
Зато теперь бесплатные туалеты есть в большинстве крупных торговых центров, но это решает проблему лишь локально. А с кафе и ресторанами решил подсобить Минздрав, вслед за Матвиенко обязав пускать по острой нужде всех желающих. Но, как это часто водится в нашем городе, с правоприменением возникают серьезные проблемы. Администрация точек общепита обычно требует сперва сделать заказ, а уже потом делать, что душа попросит. И совершенно не понятно, как ее переубедить. Ведь никаких санкций за отказ не предусмотрено. Приятное исключение составляют лишь сети фаст-фуда.
Но хуже всего становится, когда на город святого Петра опускаются сумерки. Большинство городских общественных туалетов закрываются в 21.00. Вслед за ними двери запирают торговые центры. Как сообщили 78.ru в «Водоканале Санкт-Петербурга», с мая по октябрь в городе работают два круглосуточных туалета, но на пять миллионов человек этого явно недостаточно.
Как обычно люди выходят из положения? Чтобы найти ответ на этот вопрос, достаточно поздно вечером в темноте прогуляться по дворам. Согласно букве закона, это мелкое хулиганство. Карается штрафом или арестом на срок до 15 суток. Зато в отделах полиции туалеты есть, и они бесплатны. Впрочем, кажется, сотрудники правопорядка, в целом, относятся к подобным правонарушениям с пониманием.
Веселые фанаты с бочкой пива
К 2020 году количество городских туалетов обещают довести до 850. Вряд ли это радикально решит все существующие проблемы. А в следующем году в Петербурге пройдут матчи чемпионата мира по футболу. В город со всего мира приедут фанаты. Не секрет, что многие из них весьма склонны к бурным возлияниям, и туалеты им очень нужны. В связи с этим депутат Алексей Цивилев обратился к вице-губернатору Игорю Албину с просьбой обеспечить уборными хотя бы все станции метро.
«Туалет, если можно сказать, это лицо города, это показатель того, как мы заботимся о людях, какой у нас уровень культуры, как мы развиваем туризм», — написал парламентарий чиновнику.
В «Водоканале» обещают подготовиться.
«Для обеспечения массовых мероприятий используются передвижные туалеты на базе автомобильных шасси и передвижные кабины. Они намного мобильнее чем модульные туалеты, и их подготовка к эксплуатации менее трудозатратна», – сообщили в пресс-службе.
Другой вопрос, как это выглядит с эстетической точки зрения.
Золотые туалеты
К слову, в Москве с общественными туалетами все обстоит еще хуже. Их там меньше, чем в Петербурге. Навсегда решить проблему в 2013 году хотели с помощью модного ныне в Смольном механизма государственно-частного партнерства. Нашли инвесторов, наставили «золотые» туалеты с терминалами для оплаты. «Золотыми» модули прозвали за характерную расцветку.
Однако предприниматели быстро убедились в убыточности проекта и тихо пропали с горизонта. В конце 2016 года соглашение с ними было официально расторгнуто, а многие точки разнесли вандалы, и они не работают.
Памятуя о грядущем чемпионате мира, столичные власти решили потратить еще миллиард, наставив больше тысячи новых уборных. Закончится ли этот проект столь же плачевно, как предыдущий? Сказать сложно, но в отличие от Смольного они хотя бы попытались.