Автор фотопроекта о семейном насилии: Меня обвиняли в разрушении моральных скреп
Власть и контроль
Проект «Ты – моя» родился в прошлом году. Тему насилия я долго изучала в университете, а потом и вне его стен. В какой-то момент я поняла, что хочу поговорить на эту тему через визуальный язык. Несколько месяцев перед началом съемок у меня ушло на продумывание концепции. Идея была в том, чтобы показать сложность феномена насилия. Рассказать о том, что чаще всего человек, который сталкивается с насилием, не всегда ходит с разбитым лицом, с синяками и шрамами. Он или она обычно выглядит дружелюбным и коммуникабельным, может улыбаться на работе, а на самом деле каждый день подвергается психологическому насилию, которое часто смешанно с физическим. Мне хотелось показать не прямые последствия насилия, а более глубокие вещи. В проекте рассказаны истории женщин разного возраста, разного социального положения, которые подверглись насилию не только со стороны мужчин, но и со стороны женщин. Это рассказ о власти и контроле одного человека над другим, о желании одного партнера контролировать поведение и чувства другого. Основной идеей проекта стало желание показать, что именно дисбаланс власти и контроля, который прослеживается у всех героинь, играет в насилии большую роль.
На фоне насилия
Начать работу над проектом мне помогла встреча со знакомой. В тот момент я еще только думала над тем, как снимать, была в процессе. Мы встретились у меня дома, она рассказывала свою историю, сидя за столом. Для меня это была сцена исповеди, при которой я выступала в качестве зрителя. После этого разговора мне захотелось снимать всех героинь с похожим фоном. Для меня похожий фон означает цикличность насилия. Если быстро просматривать фотографии с героинями, то можно заметить, как меняются люди, но фон остается неизменным. Все девушки, которые подверглись насилию, проходят три цикла – сначала напряжение в отношениях, само насилие, а потом так называемый медовый месяц, для которого характерен период полного покоя и любви. И это происходит у все героинь – цикличность и есть общий фон. Расположение девушек за столом, с таким взглядом и позой – это скорей желание ввести в разговор со зрителем, расположить его к себе.
Сначала было фото
Съемочный процесс был долгим. На каждую из героинь у меня уходило около 5 часов. Сначала была долгая съемка, а потом долгий разговор. Мне приходилось вместе с ними заново проживать их истории. Я по профессии социолог, поэтому интервьюирование для меня повседневная вещь. Мне было очень комфортно работать с девушками, хотя при этом я испытывала некоторое чувство тяжести. Мне требовалось расположить человека к себе, правильно подвести его к разговору, иногда промолчать. Многие девушки во время беседы со мной плакали. Во время общения с ними я ощущала большой уровень доверия ко мне с их стороны, за что им очень благодарна. Для меня был важен комфорт героинь, я старался сделать так, чтобы им было комфортно. Все тексты историй были согласованы с девушками, я старалась не делать ничего такого, чтобы они остались недовольными. Мы все прорабатывали вместе, чтобы они знали, что выйдет в итоге. Я испытывала большое чувство ответственности за них и ощущаю его до сих пор, потому что работа над проектом еще продолжается.
Честный пост
В поиске героинь мне помогли социальные сети. Я написала честный и открытый пост у себя на странице и была удивлена тем, что мне в первый день написали более 15 девушек. Самым главным для меня было изложить свою позицию о насилии, чтобы человек, который хочет рассказать свою историю, не столкнулся с осуждением и непониманием. Я честно и откровенно объяснила почему я занимаюсь этим проектом, что для меня важно раскрыть эту тему. После честного письма в открытое поле интернета мне удалось получить большой отклик.
Консерваторы со скрепами
Все героини проекта остались довольны фотографиями и текстами. Были негативные отзывы со стороны тех, кто не принимал участие в проекте. В мой адрес поступали угрозы от так называемых консервативных сил. Писали, что я своей деятельностью рушу моральные скрепы, а также выношу сор из избы, что таких как я не должно быть. Со стороны участниц проекта, напротив, было понимание значимости этого проекта.
Книга о безликих
«Ты – моя» – это мой самый крупный проект. Я продолжаю снимать про насилие, чтобы в следующем году издать книгу. Мне необходимо отснять еще около 45 девушек. Кроме того, в книгу войдут истории тех девушек, которые не хотят показывать лицо. Для этого я снимаю предметы, связанные с историей насилия, и места, где оно происходило. Параллельно я работаю над проектом на совершенно другую тему. Он про места для людей с ментальными нарушениями, про альтернативное сообщество, в котором люди могут любить и трудиться, а их ментальные нарушения участниками сообщества не замечаются. Я занимаюсь не только темами, связанными с насилием и дискриминацией, но еще и темами, связанными с альтернативной жизнью, а также различными коммьюнити.
Картинка с историей
Моему увлечению фотографией около трех лет. Изначально я стала заниматься уличной фотографией – фотографировала на улице различные моменты и ситуации. Спустя год я поняла, что мне необходимо сообщество, с которым я могла бы обмениваться идеями. Им стала школа современной фотографии «ДокДокДок», из которой я выпустилась с дипломным проектом о насилии. За время обучения я поняла, что мне хочется рассказывать истории о людях, которым не дают голос, о проблемах, о том, о чем в нашей стране принято молчать. Меня заинтересовали истории, в которых есть драма или уникальный опыт, поэтому я ушла из уличной фотографии. Сейчас я называю себя концептуальным документальным фотографом, а еще лучше – художница, которая работает в сфере концептуальной фотографии. Мне кажется, главное, чтобы за фотографией был контекст. Я стараюсь снимать не просто красивых людей, как в модельной фотографии. В моей ситуации съемка человека или сообщества – это история, которая лежит за фотографией. Уникальный опыт человека, его особенность или история, которая лежит за ним, гораздо важнее, чем просто картинка.