Монополия на небо: Пулково «гасит» проекты новых аэропортов в Петербурге

8 нояб, 16:11
Алиса Мун
Единственная в городе воздушная гавань отчаянно не хочет подстраиваться под пассажиров, придумывая «драконовские» правила и непомерные поборы.
Фото: vk.com/pulkovo_led

В петербургском аэропорту произошло знаменательное событие. После мощной волны общественного возмущения и распоряжения антимонопольной службы оператор Пулково увеличил время пребывания машин в зоне высадки и посадки пассажиров до 15 минут, как и было и до июня этого года. Летом время остановки в зоне kiss and fly сократили до 10 минут. За просрочку полагался штраф — 1000 рублей, который потом снизили до 700 рублей.

Полоса препятствий

При этом инфраструктура в воздушной гавани Петербурга отнюдь не из легких. Вверх по ступенькам с тяжелым чемоданом в руках – так еще на дальних подступах к аэропорту начинается полоса препятствий для пассажиров. После того, как подъедет автобус или маршрутка, багаж еще надо затащить в салон. Дальше – еще интересней. Дорога в аэропорт одна. Альтернативных способов доехать в Пулково нет. И если вдруг там возникнет пробка — на свой рейс можно и не успеть.

Проблему мог бы решить аэроэкспресс. Но этот проект не двигается с места в Петербурге уже пять лет. В Смольном его считают роскошью, ссылаясь на спад пассажиропотока, невзирая на мнение самих пассажиров.

Еще увлекательней маршрут у автомобилистов. На финишной прямой правила игры усложняются. Мало доехать до аэропорта, за 10 минут надо было успеть высадить или встретить пассажиров и убраться восвояси. Время ограничено, не успел — плати.

— Это нереально вообще, как людей встречать? Как провожать? — возмущаются водители.
Фото: vk.com/pulkovo_led

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Когда аэропорт сократил время подъезда к терминалу до 10 минут, кто-то счел — будет удобней. Однако в сезон отпусков заторы в Пулково стали достигать внушительных масштабов. Администрация «Воздушных ворот» настаивает: хотели как лучше.

— Для того, чтобы ситуация была максимально спокойная, мы ввели более жесткие ограничения по времени, по нашим расчетам водители находятся здесь около пяти минут, — уверял директор по связям с общественностью управляющей компании Пулково Денис Павшинский.

С расчетами «Воздушных ворот» не согласилась антимонопольная служба. После многочисленных жалоб пассажиров контролеры вынесли аэропорту предупреждение.

Дотянув до последнего, Пулково все же вернуло украденные пять минут. Но ошибку не признало. Как сказано на официальном сайте воздушной гавани, решение объясняется всего лишь сменой сезона и уменьшением пассажиропотока. Более того — за вмешательство в их «квест на скорость» администрация Пулково решила подать в суд на УФАС.

Не нравится — не летай

Пулково — единственный выход в небо из Северной столицы. В отсутствии конкурентов аэропорт не торопится подстраиваться под клиента. Именно поэтому многие петербуржцы категорически не летают из своего города. Пользуются аэровокзалами Москвы и Хельсинки. Наталья из таких. Ездит часто и дешево. Летать предпочитает бюджетными авиалиниями, так называемыми «лоукостерами».

— Для меня багаж это не приоритет, у нас специально маленькие чемоданчики. Это намного выгоднее. Я не понимаю, почему в Петербурге не развита эта система, город большой, развивающийся, люди хотят путешествовать, — рассказала 78.ru Наталья Капитовская.
Фото: vk.com pulkovo_led
Фото: vk.com/pulkovo_led

Многие пассажиры ждут, когда же в Петербурге в полную силу заработают лоукост-перевозки. Специально для них планировали реконструировать терминал «Пулково-2». Но модернизация всего аэрокомплекса пока отложена. К чему спешить, если пассажирам все равно деться некуда?

Кто утрет нос Пулково?

Попытки создать альтернативу «Пулково» были. Например, в Левашово хотели строить аэропорт для деловой авиации, но дальше разговор дело не зашло. В аэродром «Ржевка» тоже намеревались вдохнуть вторую жизнь. Однако выгодней оказалось продать территорию. И теперь здесь построят новый жилой комплекс. Рассматривался проект реконструкции взлетной площадки «Бычье поле» в Кронштадте. Там мог появиться международный аэровокзал и воздушный мост с Лапперантой. Но постепенно план стал менее амбициозным.

Много шума наделал претенциозный проект второго петербургского аэровокзала – «Маркизово». Морской аэропорт хотели строить на искусственном острове в районе Невской губы. Стоимость проекта оценили в 300 миллиардов рублей. Энтузиасты даже инвесторов нашли заграницей. Но и этот воздушный замысел потерпел крах. По мнению разработчиков, не без участия главного конкурента.

— Есть соглашение о ГЧП между администрацией и ООО «Воздушные ворота Санкт-Петербурга», по которому до 2030 года ни один аэропорт в радиусе 300 км не может быть построен, — рассказал 78.ru экс-учредитель морского международного проекта аэропорта «Маркизово» Алексей Днепровой.

Соглашение об эксклюзивных правах Пулково на небо было подписано 8 лет назад бывшими губернаторами области и города. Но в прошлом году Александр Дрозденко решил приостановить действие этого документа и обратился в УФАС с просьбой разобраться в законности такого концессионного договора. Поводом прервать монополию воздушной гавани стал привлекательный проект второго авиаузла в Ленинградской области.

Фото: vk.com pulkovo_led
Фото: vk.com/pulkovo_led

Новая воздушная гавань может появиться в Гатчинском районе на базе бывшего военного аэродрома «Сиверский». Передача этого участка в собственность 47 региона уже согласована с министерством обороны. А схема работы нового аэропорта – с министерством транспорта. В рамках первого этапа здесь должен появиться грузовой хаб. Но в перспективе это место может стать долгожданным аэропортом для лоукостеров.

Сюда даже планируют пустить скоростные электрички – чтобы до аэропорта было легко добраться. Инвестор уже есть. Сейчас военные определяются: какие участки они готовы отдать муниципалитету.

— Конкретные шаги и сроки намечены, потом это все будет передано в муниципальную собственность, также в планах привлечь к этой работе РЖД, создать новые подъездные пути — серьезные наметки, — отметил глава администрации Северского городского поселения Владимир Кузьмин.

После передачи территорию нужно будет размежевать и поставить на кадастровый учет, затем сделать проект нового аэропорта. И только после — строить. На это понадобится минимум пять лет. Поэтому пока клиентам «Пулково» придется еще подождать. Встречающие обычно делают это на обочине, перегораживая всю полосу движения.

После волны критики в СМИ в адрес «Пулково» администрация аэропорта наконец пообещала сделать бесплатную перехватывающую парковку. Но только следующим летом. Остается лишь надеяться, что за это время монополист вновь не изменит правила игры в свою пользу.



Другое по теме