Поклонногорский виадук раздора: как примирить водителей и жильцов обесценившихся квартир?
Сейчас Приморский и Выборгский районы разделяет железная дорога. Из-за плотного расписания электричек и поездов переезды часто и на долгое время закрываются. Этот очень нужный городу путепровод задумали давно, но проект несколько раз менялся. Стройка шла черепашьими темпами с мучениями и судебными разбирательствами. Искры многочисленных скандалов летели во все стороны и в итоге, больше всех досталось тем, кто живет возле новой трассы. Они уже потеряли довольно большую «зеленую зону» и взамен получили неизбежный шум и загрязнение воздуха.
Дорожный долгострой
Зинаида Орехова вспоминает далекую осень 60-го. Тогда они с матерью, пережив блокаду Ленинграда и тяжелые послевоенные годы, стали первыми обитателями только что построенного дома на окраине города. Все силы бросили на благоустройство: выращивали цветы, сажали деревья. Со временем привыкли и к железной дороге по соседству. Но в последние годы к шуму от проезжающих поездов добавился грохот строительной техники, а зеленая роща превратилась в котлован. Посаженные полвека назад дубы и клены вырубили, не пощадив ни труды, ни воспоминания старожилов.
– Плакала, умоляла, просила – не пилите. Все равно спилили! – вспоминает Зинаида Орехова.
Все ради новой дороги, проект которой, к слову, был предусмотрен еще в генплане советских времен, но работы начались только в 2012-м. Первый подрядчик быстро обанкротился, и стройка приостановилась. Новый исполнитель уже за новые деньги стал доводить до ума этот долгострой.
Город ждет окончания строительства путепровода на Поклонногорской улице уже пять лет, ведь он должен решить насущную проблему загруженности Выборгского и Приморского районов, соединив проспект Энгельса и перекресток Вербной и Афонской улиц, минуя железнодорожные пути. Работы ведутся несмотря на плохую погоду. Строители обещают, движение по этой дороге откроется уже в декабре.
Горячая точка города
Городу нужна эта дорога. Чтобы убедиться в этом, достаточно оказаться в час пик за рулем автомобиля у переезда на Удельной. Из-за одного только скоростного «Аллегро» его закрывают восемь раз в день, а еще – регулярные пригородные электрички и товарные поезда.
– Это одна из горячих точек, где постоянно заторовые ситуации переходят в пробки в пиковые часы, – говорит генеральный директор научно-исследовательского и проектного института в Петербурге Валерий Мячин.
Чтобы построить дорогу над железнодорожными путями, пришлось выкупить частные земли и снести одноэтажные дома, перенести конный клуб для инвалидов на окраину города и начать вбивать сваи рядом с многоквартирными домами.
Шум из-за закрытых окон
В близлежащих домах уже начали ставить стеклопакеты за счет городского бюджета, но от шума и пыли они не спасают.
– Шум мы слышим и с закрытыми окнами. Ночью мы спим только благодаря тому, что сейчас никто не ездит. Если машины пойдут, мы будем каждую машину слышать у себя в квартире, – жалуется местный житель Дмитрий Прокофьев.
Каждую проезжающую машину будут слышать и во время уроков в 102-й школе, которая находится буквально в нескольких метрах от эстакады. Дорога проходит на уровне третьего этажа, и вид из школьного окна вдохновит разве что поклонников урбанистического искусства.
– Родители некоторые возмущались, предъявляли претензии, о том что около школы нельзя делать такие вещи, стройки организовывать, – говорит директор школы №102 Ольга Цепляева.
Тоннель и угроза подтопления
Вписать эстакаду в жилой квартал, не помешав никому – задача непростая. Однако местные жители уверены: был другой выход. Вместо путепровода можно было построить тоннель. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры подтверждает: такой вариант и правда рассматривали.
– В ходе работы над проектом развязки в указанном месте рассматривался также вариант строительства тоннеля. Однако подземное исполнение развязки было бы связано со значительными рисками подтопления, поскольку объект находится в районе расположения Суздальских озер, а почва отличается большим количеством грунтовых вод, – сообщили в комитете.
Грунтовые воды не помешали в декабре прошлого года построить и открыть пешеходный тоннель под железнодорожными путями в районе станции Удельная (это всего в километре от Поклоногорской улицы), его длина 22 метра, ширина – шесть, и никаких подтоплений здесь не наблюдается.
Другое объяснение
У группы депутатов ЗакСа Петербурга есть другое объяснение. Три года назад они провели независимую экспертизу и пришли к выводу: тоннель на Поклонногорской обошелся бы городу даже дешевле, чем виадук. И неудобств, доставленных местным жителям, было бы гораздо меньше.
– Мы приняли поправку в бюджет, специально чтобы спроектировать тоннель. Нам говорили: «Нет денег на проект, не можем делать тоннель». Мы обеспечили деньги, выделили их, но они не были освоены и, к сожалению, никто за это не ответил. Им было бы выгоднее организовать развязку, возможно больше денег можно было на этом освоить, – считает депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский.
Слова депутата подтверждает и архитектор Марк Ицков. Если бы правительство прислушалось к инициативной группе, тоннель не только обошелся бы городу дешевле, но и построили бы его быстрее.
– Там же основное время было затрачено на судебные процедуры по сносу домов – много времени потратили. Если не надо было сноса, то было бы в три раза дешевле, и, может быть, в три раза быстрее, – считает архитектор Марк Ицков.
Будущее с дорогой
Так или иначе, дорога уже построена, и разбирать ее сегодня никто не станет. Местные жители планируют добиться от государства хоть каких-то материальных компенсаций, ведь даже переехать без потери в деньгах они не могут.
– Квартиры именно в нашем доме, по сравнению с ближайшими домами, подешевели не в два раза, но на треть, – говорит Дмитрий Прокофьев.
Первые машины поедут над железнодорожными путями уже в декабре, при этом строители заверяют: путепровод, а также подъезды к нему, откроются уже с шумозащитными экранами, которые снизят звуковую нагрузку и позволят району спать спокойно. А вот работы по озеленению территории придется перенести на следующий год.
– В проекте есть раздел благоустройство, куда входит устройство газонов, посадка деревьев, кустарников, поэтому есть проект и проектная документация, где это все отражено, – говорит директор по строительству объекта Андрей Боровской.
Посадить новое дерево взамен каждого вырубленного – обещают строители с наступлением весны. Если, конечно, привычный для Петербурга сценарий возведения долгостроев не повторится и компания не обанкротится. В случае, если она не выполнит свои обязательства – жители имеют полное право отстаивать свои интересы уже в суде.