Эвакуаторы vs автомобилисты: бои без правил на улицах Петербурга
Новогодние перемены
Накануне Смольный решил ещё немного «раскулачить» автомобилистов Петербурга: сразу после наступления Нового 2018 года, как только замолкнут куранты и выдохнется шампанское в открытой бутылке, вырастут тарифы на эвакуацию авто. Если сейчас за принудительную эвакуацию легковой машины водители платят 2700 рублей, то в 2018 году эта сумма вырастет до 2815 рублей.
Простой на штрафстоянке также станет дороже: теперь час обойдётся в 50,2 рубля против нынешних 48,5. Вырастут аналогичные тарифы и для автобусов и грузовиков.
Если вы считаете себе глубоко добропорядочным гражданином и уверены, что вас проблемы эвакуации не коснутся – советуем не быть столь категоричными. Эвакуация автомобилей – бизнес очень прибыльный, и жажда наживы вкупе с честным желанием по-стахановски перевыполнить план толкает водителей эвакуаторов на самые разные ухищрения.
А иногда им просто плевать на вашу машину, и доказать, почему раньше «оно работало», а теперь не работает, да ещё и с царапинами, достаточно сложно.
За что они так с моей «ласточкой»?..
Для начала разберёмся, почему вашу машину могут законно отогнать на штраф-стоянку. Вариантов несколько, но основной причиной является, конечно, неправильная парковка. Точнее, стоянка или остановка в запрещённом месте при наличии соответствующих дорожных знаков. К слову, «стоянка» и «остановка» – это простой машины более пяти минут.
Неправильной парковкой считается, например, остановка ближе пяти метров у пешеходного перехода. За такое нарушение вы заплатите тысячу рублей. А если сознание совсем оставило водителя, и он запарковался прямо на «зебре» – придётся выложить уже три тысячи. Всё это чётко расписано в Кодексе об административных правонарушениях РФ, а именно – в статье 12.19.
Неправильная парковка во дворе жилого дома «съест» из вашего кармана также три тысячи рублей. А стоянка ближе пяти метров у перекрёстка или парковка на проезжей части в случаях, когда нет «исключений» (например, отсутствия обочины), в Петербурге, как и в Москве, обойдётся вам в 2,5 тысячи штрафа.
Впрочем, если вы любите бросать свою «ласточку» в разных удивительных местах – лучше сразу проштудируйте Кодекс об административных правонарушениях. Размер штрафа может разниться от 500 до 5000 тысяч рублей.
Кроме того, вашу машину могут забрать, если водителя заметили за употреблением наркотиков или алкоголя прямо за рулём (но это, конечно, сюжет для модного треш-сериала), если у автомобилиста, которого по каким-то причинам остановили, не оказалось документов на машину или и вовсе не было прав, или же он отказался пройти тест на содержание алкоголя в крови.
Машины, из которых доносится бесконечная заунывная реклама, тоже могут эвакуировать – это нарушение. Нарушение правил перевозки крупных или опасных грузов, езда в нетрезвом виде и незаконное использование транспорта, зарегистрированного в другом государстве – вот, пожалуй, и всё.
Платить – кому и сколько?
Если вашу машину эвакуировали, приготовьтесь платить по полной. Штраф в соответствии с кодексом – в ГИБДД, а частной фирме, которая так заботливо увезла ваше авто – те самые 2700 за работу эвакуатора и оплату пребывания машины на штрафстоянке. За машину, простоявшую сутки и эвакуированную за неправильную парковку, вы легко выложите почти 7 тысяч рублей. Всё это, конечно, для легковых авто. Грузовикам придётся выложить в пять-шесть раз больше.
Интересно, что какое-то время плата за эвакуацию рассчитывалась в соответствии с «лошадностью» авто – чем больше в вашей машине лошадиных сил, тем больше приходилось платить. Но с 1 сентября 2016 года это странное правило отменили.
Кроме того, что раньше правонарушителю платить за эвакуацию не приходилось – эта работа оплачивалась из бюджета. Сейчас за всё «веселье» платит хозяин авто. Если штраф идёт в казну, то деньги за работу эвакуатора и недешёвую стоянку получает частная фирма, которая этим занимается. В Петербурге немало компаний, занимающихся вывозом машин, но напринудительной эвакуации по большей части работают три фирмы: ООО «Нева-Спорт», ООО «Исток» и ЗАО «Север».
Владельцы автопарка эвакуаторов любят повторять, что работают практически в убыток, чуть ли не чисто из гражданской сознательности очищая улицы от нерадивых парковщиков. Однако о том, что бизнес приносит прибыль, явно говорит как минимум одна деталь: два года назад, в 2015 году владельцы штрафстоянок оплатили установку примерно двух тысяч табличек «Работает эвакуатор». По правилам, установленным в 2015 году, без этой таблички забрать неправильно припаркованное у знака «Остановка запрещена» авто весьма затруднительно.
Не остаться у разбитого корыта
Чтобы прокормить свои семьи, водители эвакуаторов бороздят просторы петербургских проспектов в поисках зазевавшихся автомобилистов и брошенных в неправильном месте машин. Есть миф, что иногда они кооперируются с сотрудниками ДПС для получения максимальной маржи, но это, конечно, не точно.
Между прочим, если вы оставили машину в «неправильном месте» и улетели по горящей путёвке в Турцию – по возвращении можете вовсе не вернуть её. Автомобили, за которыми никто не обращается на штрафстоянку, могут продать с аукциона, а если никто не купит – попросту сдать в утиль.
С одной стороны, любой велосипедист сегодня скажет, что «водители совсем оборзели» – не так давно город стал покрываться свежими красивыми велодорожками, которые автомобилисты тут же (и огромной радостью) стали использовать под парковочные места. Но с другой, не каждая эвакуация совершается по правилам.
#беспределвпитере, или Сиделец у Спаса на Крови
До недавнего времени эвакуации можно было избежать, если владелец машины вовремя исправил ситуацию – например, родные подвезли ему документы на машину. Сейчас это уже не аргумент. Единственное, что остаётся незыблемым – никто не может увезти машину с человеком внутри.
Год назад этим воспользовался хозяин кофейни на колёсах, которую хотели было эвакуировать от Спаса на Крови. Мужчина запрыгнул в свою машину в последний момент, когда она уже находилась на платформе эвакуатора, и отказался выходить из своей «частной собственности».
Константин Савченко заявил, что во время погрузки машины в ней был другой человек – его коллега. Позже он покинул авто, после того, как эвакуаторщики якобы распылили в окно машины перцовый баллончик. Водитель эвакуатора это, конечно, отрицал.
Просидев в машине двое суток, Константин решил объявить голодовку. У себя на лобовом стекле он на двух языках написал: «Я объявил голодовку, потому что государство пытается отобрать мою частную собственность». «Инсталляция» привлекла внимание туристов и гуляющих петербуржцев, и в скором времени на помощь Савченко пришли неравнодушные горожане.
Рядом с машиной возникли стихийные пикеты с плакатами, взывающими к комитету по законности, а в соцсетях прокатился громкий флешмоб – пользователи выкладывали посты в поддержку «сидельца» с хэштегом #беспределвпитере. Участие во флешмобе приняли и селебрити, например, актриса Анна Скиданова.
В конце концов, Константин и его фанаты победили. Общественный резонанс вынудил эвакуаторщиков отступиться, и они спустили машину с подуставшим голодающим на землю. Но такие победы, отметим, случаются не часто.
Ребёнок в машине? Заработку не помеха!
Только вчера житель Петербурга решил повторить «подвиг Константина Савченко», усевшись в эвакуированный автомобиль. Мужчина, чьё авто «подловили» на улице Красного Текстильщика, отказался выходить, пока эвакуаторщики перед ним не извинятся. Этот водитель за нарушение оправдан быть не может – он и вправду припарковался неправильно. Но работники службы эвакуации, по его словам, обошлись с ним ужасно. Они не только не предоставили никаких документов, но и применили силу к самому водителю, загружая авто.
Заметим, если вы присутствуете при эвакуации, вам обязаны предоставить протокол для подписи. Забрать машину «просто так» при живом водителе нельзя.
На правила, впрочем, водителям эвакуаторов частенько наплевать. Они не только забирают машины без всяких бумаг, но и не останавливаются, если в авто находится ребёнок. Таких случаев за последние годы было несколько.
В 2009 году, например, с Фурштатской улицы эвакуировали машину с полуторагодовалым ребёнком внутри. Мать девочки Татьяна Лукина отлучилась на 20 минут в консульство Германии. Вернувшись, она не нашла ни авто, ни малышки. Девочку она смогла забрать только на штрафстоянке.
За год до этого на эвакуатор подняли автомобиль с четырёхлетним Сашей Ильясовым. При этом, напуганный мальчик кричал и всеми силами пытался показать, что он в машине, просил позвонить его отцу – но водитель эвакуаторов лишь флегматично ответил, что «звонить отцу не надо».
Отец ребёнка Игорь Ильясов отлучился на пять минут за водой для перегретого двигателя, но этого оказалось достаточно, чтобы у его сына появился в тот день страх замкнутых пространств. Ребёнка освободили лишь спустя два часа – при этом, на штрафстоянке на него никто не обратил внимания.
Конечно, бывают и обратные случаи – когда родители бросают малышей одних надолго. Так, в 2015 году петербурженка Ирина Скопцова на три с половиной часа бросила машину с полуторагодовалым сыном. Всё это время женщина находилась в салоне красоты.
Впрочем, теперь оставлять детей в машине запрещено. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 28 июня 2017 – отныне ребёнок может находиться в машине только под присмотром совершеннолетнего взрослого. И никак иначе.
Помяли и забыли
Забирая машину, «повелители эвакуаторов» не церемонятся не только с их владельцами, но и собственно с транспортными средствами. На штрафстоянке можно получить свою машину с неприятными «обновками»: царапинами, вмятинами, а то и вовсе не на ходу.
В 2015 году не повезло «Пежо» – 7 апреля машину попросту прокатили «носом» по асфальту, загружая на эвакуатор. А в 2010 году гражданка А. Буянова обнаружила, что её «Шкода Фабия», которую она оставляла на включённой передней передаче, перестала заводиться после «отдыха» на штрафстоянке. Буяновой доказать свою правоту не удалось.
Не щадят водители эвакуаторов и дорогие – и даже очень дорогие – машины. Два года назад с Дегтярной улицы эвакуировали Rolls Royce стоимостью 20 миллионов. Забирая свою «красотку», хозяин заметил глубокие царапины на бампере. Ремонт подобной «мелочи» на такой машине стоит, по словам владельца Rolls Royce, 500 тысяч рублей.
Как бы то ни было, владелец машины был и ещё долго будет для всех возможных служб не человеком со своими правами, а просто большим и пухлым кошельком на колёсах. Так что посоветовать можно лишь одно – быть внимательным и не стесняться отстаивать свою правоту. Никогда.