Два года трагедии над Синаем: Вопросы до сих пор остаются без ответов
Сегодня исполнилось два года с момента крушения А-321 над Синайской пустыней в Египте. В авиакатастрофе погибли 224 человека. За два года так и не появилось какой-либо внятной информации о том, кто стоит за этим преступлением. Не выявлена роль египетских властей в трагедии, не определена степень ответственности служб безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха, откуда вылетел рейс 9268. Теракт не расследован, виновные не найдены, а уже пошли разговоры о восстановлении авиасообщения с Египтом. Это оказывает сильнейшее психологическое давление на родственников погибших.
Цена жизни
Недавно 149 потерпевших подали коллективный иск в суд. Это произошло сразу после того, как страховщики отчитались о завершении выплат родственникам погибших: по 2 млн рублей за каждого пассажира и 25 тысяч рублей на погребение. Такая компенсация, по словам адвокатов истцов, является явно недостаточной. Да и вообще, российские стандарты подобных страховых выплат гораздо ниже международных.
Трудно сказать, каким будет решение суда. Недавний скандал с компенсациями пострадавшим при теракте в петербургском метро показал, что даже положенные по закону деньги приходится выбивать с боем.
Незаживающая рана
На могиле Армена Вишнева всегда живые цветы. Маму молодого человека это не удивляет. Колпино город маленький – парня знали очень многие, потому посетители кладбища навещают и его. Амалия бывает здесь не часто – боль еще не отпустила.
Армен работал в таможне. Он возвращался из отпуска с подругой, ее мамой и крестным. Они тоже похоронены рядом. Фотографии погибших и в комнате Армена, всегда перед зажженной свечой. Напоминания о сыне здесь повсюду.
– Вот его ботинки, думаю, когда появятся внуки — надену на них и сфотографирую. Так что и папа в этих кроссовках ходил, и сын будет, – говорит мама Армена.
За счет выплаченных компенсаций в семье решили закрыть кредит, который брал Армен. Но займы и так простили. Так что деньги остались нетронутыми.
– Эти деньги – морально мне очень тяжело и непонятно – мое сознание не может принять, взять выплаты и купить что-то – даже хлеба не могу на эти деньги купить, – признается женщина.
Европейский опыт
Большинство родственников погибших придерживается полярной позиции. Они считают выплаты со стороны страховых, туристических и авиакомпаний недостаточными. 120 семей подали иск на сумму 93 млрд рублей – это почти 1,5 млрд евро.
– В России цена жизни человека практически не ценится по сравнению с Западом, Америкой, Европой. Сумма компенсаций там в сотни раз больше, чем в России. Именно на это мы хотим обратить внимание данным иском, – говорит один из родственников погибших Александр Войтенко.
Адвокаты ссылаются на Монреальскую конвенцию, к которой Россия присоединилась в августе этого года. Международное соглашение предполагает более высокую компенсацию, нежели российское законодательство. Тем не менее у официального Петербурга требования родственников погибших вызывают недоумение.
– У нас, если по этому пути идти, в обществе любой пенсионер скажет: «Почему я получаю пенсию такую, а за рубежом вот такую или какие-то выплаты». Все зависит от возможностей и нормативных документов и так далее. Но в этой части зачастую присутствует и политика, – говорит чиновник Смольного Александр Ржаненков.
К слову, Ингосстрах уже выплатил потерпевшим более 400 млн рублей – компания заявила, что свои обязательства выполнила. Однако адвокаты истцов посчитали сумму выплат мизерной. Независимые эксперты уверены – иск, конечно, выигрышный, но насколько?
– Ответчики, скорее всего, будут возражать против такой большой суммы. Соответственно, они будут оспаривать это и представлять свои доказательства, почему сумма должна быть уменьшена, – считает адвокат Ольга Тютюник.
Закон, написанный кровью
Расставить все точки над должен «Закон о защите жертв терактов». Тогда, считают эксперты, людям не придется отстаивать свое право на помощь, как это было с пострадавшими во время теракта в петербургском метро.
– Сколько еще терактов должно произойти, чтобы принятие такого закона стало очевидным и неизбежным. Сколько еще людей должно погибнуть, пострадать, чтобы наконец-то люди, которые решают наши судьбы, поняли, что это необходимо. Это закон, написанный кровью, – считает юрист Александра Шнайдрук.
Это понимают в петербургском парламенте. Более того, разработанный депутатами законопроект предполагает помощь не только жертвам терактов, но и пострадавшим в любых техногенных катастрофах, а также их родственникам. Правда, Смольный документ пока не одобрил.
– Были претензии, что у нас есть коррупционный фактор. Хотя очень сложно придумать, чтобы кто-то из горожан специально стал жертвой катастрофы, для того чтобы использовать льготы, которые предусмотрены бюджетом. Это какая-то дикость. Непонятно почему копья так ломаются, – говорит депутат петербургского ЗакСа Оксана Дмитриева.
В случае гибели члена семьи вместо 1 млн рублей предлагается выплачивать 3 млн, при потере кормильца назначить пенсию в 15 тысяч рублей. Вред здоровью тоже предлагается компенсировать выплатами до 3 млн рублей.
Душевная боль в расчет не идет
Впрочем, по мнению многих переживших теракт, законодатели упустили один важный момент – психологический. Даже просто став свидетелем страшных событий, человек получает сильнейшую душевную травму и нуждается в помощи. Об этом хорошо знает Валерий Гордин, потерявший в теракте сына. Он основал фонд «Рейс 9268» и старается чем может помочь своим товарищам по несчастью.
– Человек начинает осознавать, что рядом с ним образовалась пустота, что его родные, близкие, которые могли бы быть рядом, ушли навсегда. Это чувство утраты с годами только усиливается, – признается Валерий Гордин.
Все эти люди, кажется, за два тяжелых для них года стали почти родными. Они как никто понимают друг друга.
Подарок судьбы
Каждый справляется со своим горем как может, но порой судьба преподносит бесценные подарки. В семье Салахбековых, потерявших в авиакатастрофе двоих детей, восемь месяцев назад родились двойняшки.
– Это дает шанс жить дальше, смысл жизни, есть ради кого стараться, что-то делать, – говорит Юлия Салахбекова.