Общество
17:1225 октября 2017

Креативная экономика vs масс-маркет, или Почему творческая молодёжь уходит в бизнес?

В 2017 году юбилей празднует не только революция. Не столь громкую, но однозначно круглую дату отмечает и самый модный из современных проектов в городе – лофт-проект «Этажи». В год 10-летия его основатели решили объявить и кардинальной смене формата.

Фото: vk.com/loftproektetagi

Лофт меняет вектор

Десять лет назад, в 2007 году в здании бывшего хлебозавода на Лиговском проспекте появилось молодёжное арт-пространство, которое моментально завоевало популярность. «Этажи» начинали с художественных выставок и арт-мероприятий, но с каждым годом здесь становилось всё больше бизнес-проектов. В 2009 году на Лиговском, 74 открылся хостел, в 2013 – коворкинг, а три года назад – полноценный креативный торговый центр с библиотекой.

Затем, два года назад, появился совершенно удивительный проект – «улица Контейнерная». В своём маленьком «контейнере» во дворе лофта любой желающий может открыть свой маленький свежий бизнес. К молодым бизнесменам в «Этажах» особое отношение – старт-апы получают полную свободу действий и шестикратную скидку на аренду помещения. И всё это не просто так.

Интерьер лофта/ Фото: vk.com/loftproektetagi

Дело в том, что в новое десятилетие лофт входит уже не как арт-проект и зона для свободного творчества, а, в первую очередь, как бизнес-пространство для молодых предпринимателей. Такая смена вектора не случайна.

Творчество ипотеке не помеха

Десять лет назад молодые люди, которые никак не могли усмирить своё творческое начало, шли в искусство. Петербуржцы, которым по каким-то причинам не хотелось сидеть восемь часов на мягком офисном стуле и прилежно копить на первый взнос по ипотеке, реализовывали себя в арт-проектах самого разного рода. И тогда, десять лет назад, для них появились «Этажи».

Теперь приоритеты «креативной молодёжи» ощутимо сместились. В этом уверен Денис Кузнецов, владелец бренда «Лофт-проект Этажи». В 2017 году, реализуя себя как «творческую единицу», петербургская молодёжь ударялась в арт-проекты. Сегодня же креативить всё чаще предпочитают в совершенно другой сфере – сфере бизнеса. По мнению – и по опыту – основателей лофта на Лиговском, современная молодёжь всё чаще организует старт-апы вместо того, чтобы рисовать картины.

Лекции в Этажах  Фото: vk.com loftproektetagi
Лекции в Этажах/ Фото: vk.com/loftproektetagi

И это хороший признак.

– Креативные предприниматели могут зарабатывать на своём креативе, – заявил Митя Харшак, дизайнер и один из первых резидентов лофта на пресс-конференции, посвящённой юбилею «Этажей».

Новый класс «креативных предпринимателей» создаёт в Петербурге новую сферу – креативную экономику.

– Креативная экономика – это ответ человека на массовую экономику, – считает Денис Кузнецов.

Люди, которые устали от масс-маркета, от бесконечного единообразия и штампованных идей, создают свой мир – новый, уникальный, штучный. Именно этим, по всей видимости, и должны заниматься молодые бизнесмены в современных лофтах.

- Все хотят творческой самореализации. А у нас будет целый город креативных старт-апов, – заявил Денис Кузнецов.
Выставки в лофте  Фото: vk.com loftproektetagi
Выставки в лофте/ Фото: vk.com/loftproektetagi

По мнению представителей «Этажей», если несколько лет назад «заработать на креативе» было очень сложно, и даже сам лофт почти всегда балансировал на грани – между долгами и минимальным плюсом – то сейчас ситуация изменилась. В современном Петербурге можно работать в творческой сфере, развивать свой креативный проект, и совмещать свою личную творческую реализацию с платежами по ипотеке. Чтобы мама была довольна, и двоюродные братья не тыкали пальцем. Условия, можно сказать, идеальные.

Япония нам ближе, чем Европа

– Я очень люблю Японию, – поделился основатель «Этажей» Денис Кузнецов, – только недавно вернулся из Токио. Там есть такое явление – мультиспейс. Мультиспейсы есть практически в каждом торговом центре, располагаются на верхних этажах. И там представлено всё то же самое, что есть в нашем лофте. То есть пространство в две-три тысячи квадратных метров в любом ТЦ занимают креативные проекты. Такая свобода самовыражения и творчества.

В Европе же, по словам Кузнецова, дела обстоят совсем иначе. Там любому культурному проекту, как правило, оказывают государственную поддержку. Но эта поддержка осуществляется за счёт грантов – которые, считает основатель «Этажей», серьёзно ограничивают творческий потенциал старт-апов.

Лофт пространство  Фото: Виталий Коликов
Лофт пространство/ Фото: Виталий Коликов
– По сути, ты не можешь развивать там креативную экономику, – разводит руками Кузнецов.

Нашей стране пока в этом плане далеко до Японии, которая, как известно, всегда в авангарде. Но зато Петербург – в авангарде отечественной «креативной экономики». Этим положением основатели лофта на Лиговском и решили поделиться со всей страной, запустив франшизу.

Антифраншиза, свобода творчества и пиксель-арт – всем городам России

Франшиза «Этажей» – это, на самом деле, антифраншиза. Так заявила на пресс-конференции Мария Кузнецова, директор департамента франчайзинга компании «Альтера-Инвест», которая занимается запуском этого проекта.

Дело в том, рассказала Мария, что любая франшиза – это, в том числе, и строгий свод правил и требований, которым любой участник обязан следовать неукоснительно. Но в креативном проекте ставить строгие рамки бессмысленно, глупо и вредно. Это попросту противоречит самой сути творческого пространства, где каждый реализует свои уникальные идеи и мечты. А значит, франшиза «Этажей» – ни что иное, как антифраншиза. Это бренд, к которому может присоединиться любой креативный предприниматель, чтобы под его «знаменем» делать что-то новое в своём городе.

Фото: Виталий Коликов
Фото: Виталий Коликов

– Наша франшиза будет максимально гибкой, – заявила Мария Кузнецова на пресс-конференции.

Вступить в «сообщество «Этажей» смогут как небольшие проекты с площадью от 50 квадратных метров – кофейни и магазинчики – так и крупные арт- и бизнес-пространства. А чтобы опознать любое новое заведение, присоединившееся к франшизе, можно было издалека, его основатели решили разработать новый, максимально узнаваемый дизайн.

Созданием дизайна занялся «ветеран» лофта Митя Харшак.

– Я начал крутить в голове цепь ассоциаций, – рассказал дизайнер. – «Этажи» – это история восхождения. Мы выбрали главный символ – лестницу, он олицетворяет движение вперёд и вверх.

Выбранную символику Харшак решил воплотить с помощью пиксель-арта. Для франшизы был разработан особый «пиксельный шрифт», а также понятная система визуальной навигации.

На крыше »Этажей
На крыше "Этажей"/ Фото: vk.com/loftproektetagi

- Этот дизайн позволяет легко брендировать любое здание, – пояснил резидент «Этажей». – Ведь для лофт-проектов часто используются заброшенные промышленные здания, которым нужно как-то придать индивидуальность. У нас получилась универсальная история, которая легко воспроизводима и легко узнаваема.

Сам лофт-проект планирует развиваться в семнадцати различных направлениях – от уникальной «улицы Контейнерной» до хостелов, коворкингов и антикафе. И под брендом «Этажей» в любом городе можно будет открыть любой из подобных старт-апов. С полной свободой творчества и самовыражения.

ДеньгиКультура
Маргарита Звягинцева
Другое по теме